| Письма к самому себе №85 |
| 1 | 85. Как правильно медитировать в технике осознанной концентрации на дыхании и что такое метод прямого контакта? Однажды ученик обратился к дзэнскому мастеру Иччу с просьбой нарисовать для него каллиграфию со словами великой мудрости, чтобы всегда о них помнить. Учитель без колебаний взял кисть и написал лишь одно слово: «Внимание», – после чего протянул каллиграфию юноше. Ученик выглядел растерянно и смущенно: «И это всё?» Тогда мастер Иччу взял ещё один лист и написал то же слово дважды: «Внимание. Внимание». |
| 2 | Думая, что учитель хочет над ним подшутить, молодой человек возразил: «Я не вижу здесь ничего мудрого и глубокого». Мастер Иччу взялся за кисть в третий раз и молча вывел на бумаге: «Внимание. Внимание. Внимание». Получив это творение, ученик в раздражении возопил: «Но что это должно означать?!» – «Внимание значит внимание», – спокойно ответил учитель. Молодой человек предстаёт здесь в классическом образе простофили. |
| 3 | Он не замечает ни сокровищ прямо перед собственным носом, ни тех предубеждений и ожиданий, что мешают их увидеть. А между тем, выбор мастера Иччу для каллиграфии был безупречен, ведь именно сокровища внимательности его ученику так не хватало. Столь же уместным, впрочем, было бы это мудрое напоминание и для любого из нас. Внимательность есть точка начала всякого пути развития и тот главный инструмент, что позволяет по нему двигаться. |
| 4 | Чёткость и высокое разрешение восприятия помогают нам определять рельеф местности, не проваливаться в ямы, не спотыкаться о камни и не блуждать кругами в собственном воображении вместо дороги под ногами. Внимательность, одним словом, определяет объём и качество нашего познания. Как только мы обращаем её не столько на мир вокруг, сколько на собственное сознание, на сам способ его восприятия, мы совершаем величайшее из открытий. |
| 5 | Мы замечаем, что между реальностью и умом имеется плотный слой из фабрикаций, из заготовок в виде предубеждений, ожиданий и эмоциональных реакций. Они намертво вросли во всё, что мы видим, впились в каждое явление от деревьев и облаков до других людей и наших представлений о себе. Отчетливее всего это в ситуациях, когда что-то вызывает у нас раздражение и страх, провоцирует неуверенность в себе или подавленность. |
| 6 | У каждого в жизни были моменты, в той или иной мере похожие на следующий. Мы идём по улице в мрачном настроении, смотрим по сторонам, и мелькающие то тут, то там лица прохожих кажутся нам холодными и враждебными. Мы безотчётно заключаем, что люди эти неприветливы и суетны, эгоистичны и глупы. До нас доносятся оживлённые разговоры, а вдали раздаются какие-то крики, и мы ощущаем наглость и агрессивность, излучаемые всем этим шумом. |
| 7 | Людское присутствие и людские уста разносят вокруг угрозу, они будто бы кричат о нежелании считаться с интересами и удобствами окружающих, с нашими интересами. Зададимся теперь вопросом: неужели вся эта богатая гамма свойств и правда содержится в красках, формах и звуках, свидетелями которых мы невольно стали? Что есть в самом пьяном крике угрожающего или способного вызвать досаду? Эти реакции вызвал не он сам. |
| 8 | Их породила автоматическая интерпретация его смысла и столь же автоматический эмоциональный заряд, пробежавший вслед за ней. Точно также и воспринимаемое нами лицо не может быть злым или глупым. Таким его делают фабрикации ума, через которые мы, вовсе того не сознавая, воспринимаем человека и на которые затем рефлекторно реагируем. Оно, как и всё вокруг, скрыто за маской, но маска эта на нас, а не на нём. |
| 9 | С каждым бывали и случаи, когда нам приходилось слышать, как кто-то несёт несусветную чушь. Он будто бы позорит и себя, и род человеческий, а у нас, между тем, внутри всё съёживается и содрогается от отвращения. Мы вновь воспринимаем ситуацию не напрямую, а сквозь сфабрикованный заслон, как и те переживания, которые она в нас безотчётно вызывает. Негативные эмоции тогда мгновенно замыкаются в кольцо. |
| 10 | Мы испытываем некое напряжение, некий набор внутренних ощущений, а затем на них незаметно навешивается ярлычок «плохие», «сигнализирующие об угрозе». Само осознание того, что мы испытываем негативные переживания, вызывает новую цепочку таковых. Ум пускается исследовать расстроившую его причину и тотчас находит то, что считает таковой, к примеру, то тягостное зрелище, свидетелями коего мы оказались. |
| … |
Комментарии