| 1 |
Так я познакомилась с Владимиром Александровичем. Это был высокий полный мужчина лет сорока пяти, с большим орлиным носом и веселыми глазами. Он был кандидатом педагогических наук, защитился недавно и получил должность заведующего лабораторией обучения рабочих на производстве, т.е. не в рамках профессионально- технического учебного заведения, а непосредственно на своем рабочем месте в цеху. И его лаборатория должна была обеспечить шесть тысяч рабочих профессий соответствующими документами: учебными планами, программами и методическими рекомендациями о том, как собственно организовать такой процесс. Сюда же относились и тюрьмы, например, где заключенным давали возможность приобрести рабочую профессию и выйти на свободу не только с чистой совестью, но и с умелыми руками. |
| 2 |
Давайте теперь разберемся, кто чем занимается. Самое простое – это преподаватели иностранных языков. Они все прошли стажировку по преподаванию интенсивными методами. Трое у Шехтера и Миля у Китайгородской. Это два советских последователя болгарского ученого Георгия Лозанова. Их интерпретации Лозанова в чем-то отличаются, но оба стажируют преподавателей. Задача наших педагогов – создание методического обеспечения для занятий в профтехучилищах. Есть профессии, где иностранный язык очень важен: официанты на круизах и в ресторанах Интуриста, секретари-машинистки со знанием иностранных языков, моряки дальнего плавания. Не густо, но уже какое-то внедрение прямо с колес. |
| 3 |
Теперь давайте разберемся со мной. Мне поручено вместе с Сергеем Львовичем Ходыкиным делать методическое обеспечение по курсу машинописи. Подается это так, что «у нас все готово», надо вам разобраться в том, что есть, и адаптировать к условиям преподавания в профтехучилище. Ко мне отдельно – запрограммировать тренажер, сделать обучающую программу. Поэтому, первое мое производственное задание вместе с Сергеем Ходыкиным – участвовать в экспериментальном обучении, преимущественно наблюдать и вникать в то, как это будет делать старший научный сотрудник Кужелев по наработанным ранее методикам. И, конечно, я должен думать, как перенести это все на компьютер. |
| 4 |
Задача, поставленная начальством, была такая: выводишь строчку текста на рулон, переводишь на новую строку. Дальше ученик повторяет буковку под буковкой. Ошибки мы не контролируем, это ученик сам потом сделает. Но проводим замеры скорости на тех текстах, которые мы для этого предлагаем, то есть выведенные на рулон строчки. Сан Саныч считал, что, поскольку у него все давно готово, нужно просто забить в память тексты упражнений и потом их предъявлять. То есть, непыльная работа на день-другой. После этого можно уже кому-то показывать и, если нужно, задним числом совершенствовать. Он был показушник ужасный, мог легко демонстрировать непосвященным людям совершенно сырую работу как нечто практически готовое к внедрению. |
| 5 |
Наш шеф, Сан Саныч, ценил людей творческих и никогда не мешал нам творить. Ему даже нравилось участвовать в наших обсуждениях, хотя, то что мы Сергеем Львовичем Ходыкиным делали, было прямой противоположностью суггесто-кибернетическому подходу – мы ничего не пишем на подкорку, нам не нужны слайды и аутогенные тренировки, ковры на полу и самолетные кресла. Мы учим «на коленке», но его философия была жовольно простой – мы используем самое передовое, что есть в индустрии. Если Ходыкин с Портновым разработали какие-то особо полезные упражнения, то мы их выложим на слайды, загоним учеников в стресс ритмичной музыкой в растущем темпе, а потом им устроим релаксацию с помощью аутогенной тренировки. |
| 6 |
Клавиши с шершавчиками – это для указательных пальцев. Машинистка нащупывает указательными пальцами шершавчики, и все восемь пальцев обеих рук оказываются на основной позиции. Переписывание текста происходит так, что мы смотрим в текст и не смотрим на клавиатуру. Это слепой метод. Если мы на клавиатуру смотрим, то это уже зрительный метод. Он не позволяет развивать скорость, портит зрение, приводит к быстрому утомлению. Слепой метод пришел из США лет 140 назад. Уже в двадцатом веке клавиатуру стали разбивать на зоны пальцев – каждому пальцу свои клавиши. Зоны хороши именно на начальном этапе. Опытная машинистка уже двигает пальцами не по зонам, а по всей клавиатуре – у нее руки отрываются от основной позиции пальцев на втором ряду. |
| 7 |
Схема клавиатуры используется для того, чтобы учащийся мог понять, куда пальцем двигать, чтобы попасть на нужный клавиш. Это картинка, иногда размером с кредитную карту, иногда размером в машинописную страницу, иногда на ватманском листе на стене, бывает, что и больше – в демонстрационных целях. Ученику говорят – не смотри на клавиатуру. Нащупай указательными пальцами шершавчики и из основной позиции, глядя на схему клавиатуры, запомни слово или фразу из упражнения, и печатай его по памяти. По мнению авторов тогдашних методик, через некоторое время необходимость в схеме клавиатуры сама собой отпадет. Были у некоторых преподов даже специальные картонные коробки с дырками для рук, чтобы надежно закрывать клавиатуру. Для чего закрывать? А чтобы ученики на нее не смотрели, а глядели только на ее схему. |
| 8 |
Посадили девушку-машинистку из профтехучилища за машинку, дали ей текст для замера скорости, включили секундомер. Но дело не в секундомере даже – на слух было понятно: она такую дробь выбивает, что скорость после выполнения упражнения намного выше стала. Замер показал за триста знаков в минуту. И это понятно, при ритмичном письме скорость определена самым слабым местом, самым медленным. Если специально не тормозить, то скорость письма словами или коротким фразами будет высокой и крайне неритмичной. Понимаете? Мы не давали ей упражнений никаких – просто сняли тормозные колодки, присобаченные педагогом через используемую им методику. |
| 9 |
Последняя священная корова машинописи тех лет, которая ни мычала, ни телилась, – это два этапа формирования навыка письма. Точнее, вторая его часть – рост скорости. Методика повышения скорости письма отсутствовала в принципе. То есть, просто сиди и печатай тексты – скорость сама будет расти. Тут важно отметить, что при зрительном письме, а уйти на слепое большинству учащихся не удавалось, практика мало что дает в этом смысле. Машинистка должна перепечатывать с листа, – не из головы печатать, как делаю я прямо сейчас, записывая этот текст. Если нужно все время переводить взгляд с оригинала (печатаемого текста) на клавиатуру, то скорости расти особо и некуда. |
| 10 |
Мы постоянно шефу говорили, что надо вести непрерывный учебный процесс и в наших кабинетах и, самое главное, в московских профессионально-технических училищах и учебно-производственных комбинатах. Мы должны стажировать там преподавателей, чтобы они по нашим методикам работали. Сан Саныч нам категорически возражал – мы не должны работать на коленке. Нам должны создавать условия в профтехучилищах – оборудованные по нашим требованиям специализированные кабинеты, студию звукозаписи, удобные кресла, видео- и аудиотехнику. Работать на коленке в обычных условиях мы не можем. А нам-то с Сергеем Львовичем Ходыкиным это все не нужно – сами видите, у нас и с коленки система работает отлично – нам внедрение нужно. И как можно более широкое. |
| 11 |
Единственный прием повышения скорости набора, который неявно существовал все эти годы – работа в вынужденном завышенном темпе. С помощью метронома или ритмичной музыки задается темп работы, несколько превышающий возможности студента. Это заставляет его искать новый, более продуктивный способ набора. Такой подход в чем-то сродни обучению плаванию методом бросания не умеющего плавать человека на глубокое место. Создается ситуация, в которой человек должен сам найти и закрепить недостающее умение. Почему я сказал, что метод работы в навязанном темпе существовал неявно? Потому что в классе, где преподаватель работает с тридцатью учениками, это практически невозможно, так как у всех учеников скорость разная и установить каждому из них свой метроном или музыку не получится. В теории – да. На практике – нет. Но, для самообучения это вполне реализуемо. |
| 12 |
Есть люди, которые работают слепым методом, используя не все десять пальцев, а меньше. Я лично видел таких уникумов, которые вполне обходились четырьмя-пятью пальцами. Но, обычно, с самых первых шагов разучивания клавиатуры, начинающий тайпист работает всеми десятью пальцами, причем, у каждого пальцы есть своя зона, фиксированный набор клавишей, которые за этим пальцем закреплены. А большие пальцы отвечают за пробельный клавиш. Такой подход, с фиксированной зоной ответственности для каждого пальца, называется «слепой десятипальцевый» метод работы. Если тайпист работает со зрительным контролем, не вслепую, то, перепечатывая с оригинала, добротной профессиональной скорости он никогда не достигнет. Мало того, у него через некоторое время станет ухудшаться зрение и намного раньше наступит утомление. |
Комментарии