| 1 |
Папа Урбан Второй объявил в 1096 году первый крестовый поход за освобождение Иерусалима. В нём приняли участие истово верующие, но не имеющие никакого военного опыта паломники. Во главе их встали Готье Неимущий и Пётр-отшельник. |
| 2 |
Крестоносцы двинулись на восток, не зная даже, какие страны они проходят. Так как питаться им было нечем, они грабили всех, кого встречали на своём пути, и таким образом вредили Западу гораздо больше, чем Востоку. |
| 3 |
«Представители истинной веры» быстро превратились в банду диких и опасных бродяг. Король Венгрии, сам, кстати, христианин, взбешённый нанесённым уроном, уничтожил голодранцев, защищая от нападений своих крестьян. |
| 4 |
Небольшое число уцелевших крестоносцев достигло турецкого берега, где уже столько слышали об этих дикарях, полулюдях-полузверях, что жители Никеи добили их без малейших колебаний. |
| 5 |
На западе крестовый поход детей состоялся в 1212 году. Молодые бездельники рассуждали так: «Взрослые и рыцари не сумели освободить Иерусалим потому, что их помыслы были нечисты. Мы же дети, значит, мы чисты». Движение коснулось в основном Святой Римской Германской империи. |
| 6 |
Группа детей покинула её, двигаясь по направлению к Святой Земле. Карт у них не было. Они полагали, что идут на восток, на самом же деле шли на юг. Они спустились в долину Роны, по дороге количество их возросло до нескольких тысяч, добывавших себе пищу грабежами и воровством у крестьян. |
| 7 |
Вскоре местные жители сообщили детям о том, что они подходят к морю. Дети обрадовались. Они были уверены в том, что море, как некогда перед Моисеем, расступится, чтобы пропустить армию детей и довести их посуху до Иерусалима. |
| 8 |
Они дошли до Марселя, но море не расступилось. Они тщетно прождали в порту, пока два сицилийца не предложили отвезти их в Иерусалим на корабле. Дети решили, что это чудо. Но никакого чуда не было. Два сицилийца, связанные с бандой пиратов, отвезли детей не в Иерусалим, а в Тунис и продали в рабство по хорошей цене. |
| 9 |
Человеческая мысль может всё. В 50-е годы двадцатого века английский грузовой корабль, перевозящий из Португалии бутылки с мадерой, прибыл в порт назначения в Шотландии. Один из моряков зашёл в холодный грузовой отсек для того, чтобы проверить, все ли бутылки отгружены. |
| 10 |
Ничего не зная об этом, другой моряк запер дверь снаружи. Пленник изо всех сил стучал в переборки, но никто его не услышал, и корабль отправился обратно в Португалию. |
| 11 |
Моряк обнаружил в помещении достаточное количество еды, но он знал, что не проживёт долго при низкой температуре. Он схватил кусок металла и всю свою энергию употребил на то, что выцарапывал на переборках час за часом, день за днём рассказ о своей крестной муке. |
| 12 |
Он описал свою агонию с научной точностью. Как холод сковывал его тело, отмораживая нос, пальцы на руках и на ногах. Как нестерпимы ожоги ледяного воздуха. |
| 13 |
Когда корабль бросил якорь в Лиссабоне, капитан открыл отсек и нашёл мёртвого моряка. Люди прочли его выцарапанную на стенах историю. Но самое потрясающее было не в этом. Капитан измерил температуру воздуха внутри отсека. |
| 14 |
Термометр показал 19 градусов. Поскольку обратно корабль шёл без товара, система охлаждения не была включена. Человек умер только оттого, что думал, что ему холодно. Он стал жертвой своего воображения. |
| 15 |
Над крысами был проведён эксперимент. С целью изучения их способности к плаванию Дидье Дезор, учёный из лаборатории поведенческой биологии университета города Нанси, поместил шесть крыс в клетку, откуда был только один выход — в бассейн. |
| 16 |
Чтобы добраться до кормушки с пищей, нужно было переплыть бассейн. Очень скоро выяснилось, что вовсе не все крысы отправляются добывать пищу. Роли распределились следующим образом: два эксплуатируемых пловца, два эксплуататора, один независимый пловец и один козёл отпущения. |
| 17 |
Два эксплуатируемых плыли за едой. Когда они возвращались в клетку, два эксплуататора били их и окунали головами в воду до тех пор, пока те не отпускали добычу. Только накормив своих повелителей, двое рабов получали собственную порцию. Эксплуататоры никогда не переплывали бассейн, чтобы насытиться, им было достаточно поколотить пловцов. |
| 18 |
Независимый пловец был достаточно силён и не подчинялся эксплуататорам. И наконец, козёл отпущения не мог ни плавать, ни запугивать эксплуатируемых, он просто собирал рассыпавшиеся во время драк крошки. |
| 19 |
Такая же структура группы — два эксплуатируемых, два эксплуататора, независимый пловец и козёл отпущения — повторилась во время эксперимента в двадцати клетках. |
| 20 |
Чтобы лучше понять механизм возникновения иерархии, Дидье Дезор поместил в одну клетку шесть эксплуататоров. Они дрались всю ночь. |
| 21 |
К утру роли распределились по привычной схеме: два эксплуататора, два эксплуатируемых, независимый пловец и козёл отпущения. Эксперимент с шестью эксплуатируемыми, шестью независимыми и шестью козлами отпущения дал тот же результат. |
| 22 |
Ещё один результат этих опытов ученех из Нанси узнали, вскрыв черепа испытуемых и проанализировав состояние их мозга. Самому разрушительному воздействию стресса подверглись не козлы отпущения, не эксплуатируемые, а эксплуататоры. Они боялись, что рабы перестанут им подчиняться. |
| 23 |
В 1974 году философ и психолог Анатолий Рапапорт из Торонтского университета высказывает мысль о том, что самая эффективная манера общения людей заключается в: 1. Сотрудничестве; 2. Обмене; 3. Прощении. |
| 24 |
Другими словами, если индивидуум, структура или группа сталкиваются с другими индивидуумами, структурами или группами, им выгоднее всего искать союза. |
| 25 |
Затем важно, по закону взаимного обмена, отплатить партнёру тем, что получаешь от него. Если он вам помогает, помогите, если он нападает на вас, нападите в ответ, таким же образом и с той же интенсивностью. И наконец, надо простить и снова предложить сотрудничество. |
| 26 |
В 1979 году математик Роберт Аксельрод организовал конкурс между автономными компьютерными программами, способными реагировать, подобно живым существам. Единственным условием было: каждая программа должна быть обеспечена средством коммуникации и иметь возможность дискутировать с соседями. |
| 27 |
Роберт Аксельрод получил четырнадцать дискет с программами, которые прислали его коллеги из разных университетов. Каждая программа предлагала разные модели поведения (в самых простых — два варианта образа действий, в самых сложных — сотня). Победитель должен был набрать наибольшее количество баллов. |
| 28 |
Некоторые программы пытались как можно быстрее начать эксплуатировать соседа, украсть у него баллы и сменить партнёра. Другие старались действовать в одиночку, ревниво охраняя свои достижения и избегая контакта с теми, кто способен их украсть. |
| 29 |
Были программы с такими правилами поведения: «Если кто-то проявляет враждебность, нужно попросить его изменить своё отношение, затем наказать». Или: «Сотрудничать, а затем неожиданно предать». |
| 30 |
Каждая из программ двести раз вступала в борьбу с каждой из конкуренток. Программа Анатолия Рапапорта, вооружённая моделью поведения СВОП (Сотрудничество, Взаимный Обмен, Прощение) вышла победительницей. |
| 31 |
Более того, программа СВОП, помещённая наугад в гущу других программ и сначала проигрывавшая агрессивным соседкам, не только одержала победу, но и «заразила» остальных, как только ей дали немного времени. |
| 32 |
Соперницы поняли, что её тактика наиболее эффективна для зарабатывания очков, и подстроилась под неё. Проверка временем доказала правильность метода. Дело тут не в доброте, а в вашей собственной выгоде, доказанной компьютерными программами. |
| 33 |
Когда маленькому Эриксону было семь лет, он увидел, как его отец пытается загнать в стойло телёнка. Отец изо всех сил тянул за верёвку, но телёнок упирался и отказывался идти. Эриксон расхохотался и стал насмехаться над отцом. |
| 34 |
Отец сказал ему: «Сделай лучше, раз ты такой умный». Эриксон решил не тянуть за верёвку, а обойти телёнка сзади и дёрнуть его за хвост. Телёнок немедленно рванулся вперёд и зашёл в стойло. |
| 35 |
Сорок лет спустя этот ребёнок вырос и придумал «гипноз Эриксона», способ, при котором к пациенту обращаются с неожиданной просьбой. Суть приёма такова. Предположим, ваш ребёнок не убирает в своей комнате. |
| 36 |
Если вы попросите его навести порядок, он откажется. Но если вы усугубите беспорядок, принесёте ещё больше игрушек и одежды и разбросаете их, ребёнок скажет: «Папа, так нельзя, надо всё убрать». |
| 37 |
В человеческой истории метод «неожиданной просьбы» осознанно или бессознательно применялся постоянно на протяжении столетий. Понадобились две мировые войны и миллионы погибших для того, чтобы создать Лигу Наций, а потом ООН. |
| 38 |
Чтобы принять «Декларацию прав человека», пришлось пережить зверства тиранов. Понадобился Чернобыль, чтобы осознать опасность атомных электростанций, не обеспеченных необходимыми степенями защиты. |
| 39 |
Слово «утопия» было придумано в 1516 году англичанином Томасом Мором. В греческом языке «у» — отрицательная приставка, слово «топос» означает «место», то есть «утопия» — «это место, которого нет нигде». |
| 40 |
Томас Мор был дипломатом, гуманистом, другом Эразма Роттердамского, носил титул канцлера английского королевства. В своей книге «Утопия» он описал одноименный чудесный остров, где процветало идиллическое общество, не знавшее ни налогов, ни нищеты, ни воровства. Мор считал, что самой важной особенностью «утопического» общества является то, что это общество «свободы». |
| 41 |
Он описывал свой идеальный мир таким: сто тысяч человек живут на острове. Граждане объединены в семьи. Каждые тридцать семей являются группой, выбирающей должностное лицо, сифогранта. Сифогранты, в свою очередь, формируют совет, который выбирает правителя из сорока кандидатов. |
| 42 |
Принц правит пожизненно, но, если он становится тираном, его можно сместить. Во время войн остров Утопия призывает наёмников, заполетов. Эти солдаты должны погибнуть в боях вместе с врагами. Так орудие само разрушает себя по мере использования. И нет никакого риска военного путча. |
| 43 |
На Утопии нет денег, каждый берёт на рынке то, что ему нужно. Все дома одинаковы. На дверях нет замков, каждый обязан раз в десять лет переезжать для того, чтобы не закоснеть в своих привычках. Праздность запрещена. Нет ни домохозяек, ни священников, ни знати, ни слуг, ни нищих, что позволяет сократить рабочий день до шести часов. |
| 44 |
Каждый должен нести сельскохозяйственную повинность в течение двух лет для того, чтобы пополнять запасы бесплатного рынка. В случае адюльтера или попытки сбежать с острова гражданин Утопии теряет права свободного человека и становится рабом. Тогда он вынужден работать гораздо больше и подчиняться своим бывшим согражданам. |
| 45 |
Томас Мор, осудивший развод короля Генриха Восьмого и впавший после этого в немилость, был обезглавлен в 1535 году. |
| 46 |
Недавно был обнаружен удививший учёных вид трески со способностью к сверхбыстрой мутации. Этот вид, обитающий в холодных водах, оказался значительно более развитым, чем треска, спокойно живущая в тёплых водах. Учёные полагают, что постоянный стресс из-за низкой температуры выработал у этого вида трески удивительную выживаемость. |
| 47 |
Три миллиона лет тому назад человек приобрёл такую же способность к сложной мутации, сейчас она проявляется не полностью, поскольку стала просто не нужна. Но она сохраняется на всякий пожарный случай. Современный человек обладает огромными, спящими в его генах ресурсами, которыми он не пользуется, поскольку в них нет надобности. |
| 48 |
Все формы жизни стремятся к гомеостазу. Гомеостаз — это равновесие между внутренней и внешней средой. Любая живая структура функционирует в гомеостазе. У птицы полые кости для того, чтобы она могла летать. У верблюда есть запас воды для того, чтобы он выжил в пустыне. |
| 49 |
Хамелеон меняет окраску кожи, чтобы стать незаметным для хищников. Эти виды, как и многие другие, сумели дожить до наших дней, адаптируясь ко всем изменениям окружающей среды. Тот, кто не достиг равновесия с внешним миром, исчез. |
| 50 |
Гомеостаз — это способность наших органов к саморегуляции под воздействием внешней среды. Существуют потрясающие примеры того, как самые обычные люди могут переносить самые тяжкие испытания и приучают к ним свой организм. |
| 51 |
Книги «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и «Таинственный остров» Жюля Верна прославляют способность человеческого существа к гомеостазису. |
| 52 |
Мы все находимся в постоянном поиске совершенного гомеостазиса, этим заняты наши клетки. Они постоянно требуют максимально возможного количества питательной жидкости идеальной температуры без содержания агрессивных токсичных субстанций. Но если клетки не получают такой жидкости, они адаптируются. |
| 53 |
Так, печень пьяницы лучше усваивает алкоголь, чем печень трезвенника. Легкие курильщика вырабатывают защиту против никотина. Царь Митридат приучил свой организм даже к мышьяку. Чем враждебнее окружающая среда, тем лучше клетка или живое существо развивают свои неизвестные до того таланты. |
| 54 |
Писатель Артур Кестлер решил однажды написать произведение, посвящённое научному мошенничеству. Он расспросил исследователей, и те уверили писателя в том, что самым бесстыдным из научных обманов был тот, что совершил доктор Поль Камерер. |
| 55 |
Камерер был австралийским биологом, сделавшим свои основные открытия между 1922 и 1929 годами. Прекрасный оратор, обаятельный и фанатично преданный своему делу учёный утверждал, что «любое живое существо способно адаптироваться к изменениям в окружающей среде и передать приобретённые свойства потомству». |
| 56 |
Теория эта напрямую противоречила дарвиновской. Для того чтобы доказать обоснованность своих выводов, доктор Камерер поставил очень зрелищный эксперимент. |
| 57 |
Он взял икру горной жабы, размножающейся на суше, и поместил её в воду. Детёныши, вылупившиеся из этой икры, адаптировались к новым условиям и приобрели свойственные озерным жабам особенности. |
| 58 |
У них появились чёрные копуляторные шишки на большом пальце, позволяющие водным жабам-самцам прикрепляться к скользкой коже самки для совокупления в воде. |
| 59 |
Адаптация к водной среде передалась потомству, появившемуся на свет уже с шишкой тёмного цвета на большом пальце. Таким образом, было доказано, что живые существа могут менять свою генетическую программу для адаптации к водной среде. |
| 60 |
Камерер с известным успехом доказывал состоятельность своей теории повсюду в мире. Однажды учёные и представители университетов изъявили желание «объективно» изучить его эксперимент. В амфитеатре собралась масса людей, среди которых было много журналистов. Доктор Камерер рассчитывал и на этот раз доказать всем, что он не шарлатан. |
| 61 |
Накануне эксперимента в лаборатории вспыхнул пожар, и все жабы, за исключением одной, погибли. Поэтому Камерер был вынужден представить обществу одну-единственную уцелевшую жабу с тёмной шишкой. Учёные рассмотрели земноводное под лупой и прыснули со смеху. |
| 62 |
Было отчётливо видно, что чёрное пятно на шишке большого пальца жабы было сделано искусственно, инъекцией под кожу китайских чернил. Мошенничество было открыто. Зал хохотал. |
| 63 |
В одну минуту Камерер потерял и доверие, и надежду, что его труды получат признание. Он покинул аудиторию под всеобщее улюлюканье. Отвергнутый всеми, он стал изгоем в мире науки. Дарвинисты одержали победу. |
| 64 |
В отчаянии он укрылся в лесу и пустил себе пулю в рот, оставив краткое предсмертное письмо, в котором ещё раз подтверждал подлинность своих изысканий и объявлял о «желании умереть среди природы, а не среди людей». Самоубийство довершило его дискредитацию. |
| 65 |
Тем временем Артур Кестлер в поисках материалов для книги «Объятие жабы» встретился с бывшим ассистентом Камерера. И тот признался писателю в том, что именно он был виновником катастрофы. Подстрекаемый группой учёных-дарвинистов, ассистент поджёг лабораторию, подменил последнюю жабу-мутанта другой, обычной, которой сделал инъекцию китайских чернил в большой палец. |
| 66 |
В Южной Америке у индейцев майя астрология была официальной и обязательной наукой. Для каждого составляли официальный пророческий календарь, в котором была описана вся будущая жизнь человека: когда он начнет работать, когда женится, когда с ним случится несчастье, когда он умрет. Эти пророчества пели над колыбелью младенца. Ребенок запоминал их и сам начинал напевать, напоминая себе, на каком этапе жизни он сейчас. |
| 67 |
Система эта работала неплохо, так как астрологи майя старались, чтобы их предсказания совпадали. Если у какого-нибудь молодого человека в его песне-гороскопе в определенный день значилась встреча с девушкой, так оно и случалось, поскольку и у девушки эта встреча была отмечена в ее гороскопе. |
| 68 |
То же самое происходило и в деловой сфере: если кто-то в своем гороскопе такого-то числа покупал дом, продавец в своей песне именно в этот день должен был дом продать. Если в определенное время должна была состояться драка, участники ее бывали заранее об этом извещены. |
| 69 |
Все шло как по маслу, система сама себя поддерживала. Войны были объявлены и описаны. Победители были известны, астрологи уточняли, сколько раненых и убитых останется на поле битвы. Если количество трупов не дотягивало до предсказания, жертвовали пленными. |
| 70 |
Как же эти музыкальные гороскопы облегчали существование! Ничто не зависело от воли случая. Никто не боялся завтрашнего дня. Астрологи освещали каждую человеческую жизнь от начала до конца. |
| 71 |
Каждый знал, куда ведет его судьба и даже куда она ведет других. Апофеозом искусства майя явилось предсказание... конца света. Он должен был произойти в десятом веке по тому летоисчислению, которое назовут христианским. |
| 72 |
Астрологи майя даже назвали точный час. Не желая стать свидетелями катастрофы, мужчины накануне подожгли города, убили всех своих близких и затем покончили с собой. Несколько уцелевших бежали их охваченных пламенем городов и затерялись в равнинах. |
| 73 |
А между тем цивилизация майя вовсе не была творением людей примитивных и наивных. Майя знали ноль, колесо (хотя и не поняли всей выгоды этого открытия), они строили дороги, их календарь с тринадцатью месяцами был точнее нашего. |
| 74 |
Однако и в наши дни еще встречаются индейцы, утверждающие, что являются дальними потомками майя. Их называют «лакандонами». И странная вещь, дети лакандонов напевают древние песни, перечисляющие события человеческой жизни. Но точного смысла слов уже никто не понимает. |
| 75 |
В семидесятых годах два американских этнолога обнаружили в дебрях лесов Малайзии примитивное племя сенуа, вся жизнь которого была подчинена снам. Племя так и называли — «народом снов». |
| 76 |
Каждое утро за завтраком вокруг огня все говорили только о том, что видели ночью во сне. Если один из сенуа во сне совершил несправедливость по отношению к кому-то, он должен был сделать пострадавшему подарок. Если же кто-то напал на соплеменника во сне, то должен был извиниться и сделать подарок жертве для того, чтобы заслужить прощение. |
| 77 |
Мир сновидений у сенуа был более познавательным, чем реальная жизнь. Если ребенок говорил, что встретил во сне тигра и убежал, его заставляли увидеть хищника следующей ночью, сражаться с ним и убить. Старики объясняли ребенку, как этого достичь. Если ребенку не удавалось победить во сне тигра, он подвергался осуждению всего племени. |
| 78 |
Согласно системе понятий сенуа, если видишь во сне половой акт, надо обязательно дойти до оргазма, а затем в реальном мире отблагодарить партнера подарком. Если же привиделся кошмар, нужно победить врагов, а потом потребовать от них подарок, чтобы превратить их в своих друзей. |
| 79 |
Наиболее желательным сюжетом для сна был полет. Все племя поздравляло того, кто летал во сне. Первый полет во сне ребенка был подобен первому причастию. Ребенка заваливали дарами, а затем объясняли, как во сне улететь в дальние страны и принести оттуда диковинные гостинцы. |
| 80 |
Сенуа покорили западных этнологов. Племя не знало насилия и душевных болезней. Это было общество без стрессов и войн. Работали сенуа ровно столько, чтобы обеспечить необходимый для выживания минимум. Сенуа исчезли, когда леса, в которых они жили, начали вырубать. Но мы тем не менее можем попытаться использовать их знания. |
| 81 |
Утром следует записать сон, увиденный ночью, дать ему название и указать дату. Потом рассказать сон близким, например за завтраком. Затем необходимо двигаться дальше, применяя основные правила науки о сновидениях. |
| 82 |
Перед тем, как заснуть, надо определить тему сна, решить, что вы будете делать: передвигать горы, менять цвет неба, путешествовать в дальние страны, видеть диковинных животных. |
| 83 |
Во сне мы всемогущи. Первым испытанием на владение наукой сновидений является полет — вытянуть руки, планировать, падать штопором, набирать высоту. Науку сновидений надо познавать постепенно. |
| 84 |
«Летные» часы придают вам уверенности и фантазии. Детям хватает пяти недель, чтобы научиться управлять своими снами. Взрослым иногда требуются многие месяцы. |
| 85 |
Закон Паркинсона (не имеет ничего общего с болезнью, носящей то же имя) гласит, что чем крупнее становится какое-нибудь предприятие, тем чаще оно нанимает неспособных и высокооплачиваемых сотрудников. Почему? Просто потому, что уже работающие на нем люди хотят избежать конкуренции. |
| 86 |
Лучший способ не столкнуться с опасным противником — брать на работу некомпетентных работников. Лучший способ усыпить в них желание проявлять инициативу — переплачивать. |
| 87 |
Так руководящие касты обеспечивают себе непоколебимую уверенность в своём положении. Согласно тому же закону, напротив, все, кто полон идей, оригинальных решений или желания улучшить работу предприятия, систематически увольняются. |
| 88 |
Таким образом, парадокс современности заключается в том, что чем крупнее предприятие, чем дольше оно работает на рынке, тем энергичнее оно отбрасывает динамичные низкооплачиваемые кадры, заменяя их кадрами инертными с непомерно высокой зарплатой. И все это для спокойствия коллектива фирмы. |
| 89 |
Годфруа Буйонский встал во главе крестового похода рыцарей за освобождение Иерусалима и Гроба Господня. На этот раз четыре с половиной тысячи вооружённых рыцарей охраняли сто тысяч паломников. |
| 90 |
В большинстве своём это были младшие отпрыски благородных фамилий, лишённые наследства в пользу старших сыновей. Прикрываясь религиозным пылом, неимущие дворяне надеялись завоевать иностранные замки и обзавестись, наконец, землями. |
| 91 |
Что они и сделали. Покорив очередной замок, рыцари водворялись в нём и отказывались от продолжения похода. Часто они сражались между собой за земли взятого города. Принц Боэмон де Тарант, например, решил безраздельно завладеть Антиохией. |
| 92 |
Парадоксальность ситуации заключалась в том, что для того, чтобы вернее достичь своей цели, западные рыцари вступали в союз с восточными эмирами и сражались с другими крестоносцами, в свою очередь объединившимися с другими эмирами. |
| 93 |
В какой-то момент уже никто не понимал, кто с кем против кого и почему воюет. Многие даже просто забыли первоначальную цель крестового похода. |
| 94 |
Канадские индейцы делают очень простые западни для медведей. Это большой, обмазанный мёдом камень, подвешенный на веревке к ветке дерева. Как только медведь замечает то, что он считает лакомством, он подходит и пытается схватить камень, ударив его лапой. |
| 95 |
Таким образом создаётся движение маятника, и камень бьёт его в ответ. Медведь нервничает и начинает колотить по камню изо всех сил. Чем сильнее удары медведя, тем сильнее удары, которые он получает в ответ. Всё заканчивается нокаутом зверя. |
| 96 |
Медведь не способен подумать: «А если я прерву цикл насилия?» Он чувствует только обиду. «Меня бьют, я даю сдачи!» - говорит он себе. Его бешенство нарастает. |
| 97 |
А ведь если бы он перестал драться, камень стал бы неподвижным, и зверь, обретя былое хладнокровие, быть может, заметил бы, что это всего лишь предмет, привязанный к верёвке. И ему осталось бы только перегрызть верёвку клыками, дать камню упасть и слизать мёд. |
Комментарии