| 1 |
Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, "глупец". |
| 2 |
Не имея разума, глупцы поступают с собой, как с врагами, совершая злое дело, которое приносит горькие плоды. |
| 3 |
Нехорошо сделано то дело, совершив которое раскаиваются, чей плод принимают с заплаканным лицом, рыдая. |
| 4 |
Но хорошо сделано то дело, сделав которое не раскаиваются, чей плод принимают радостно и удовлетворенно. |
| 5 |
Пока зло не созреет, глупец считает его подобным мёду. Когда же зло созреет, тогда глупец предается горю. |
| 6 |
Ибо, как не сразу свёртывается молоко, так содеянное злое дело не сразу приносит плоды; тлея подобно огню, покрытому пеплом, оно следует за этим глупцом. |
| 7 |
Когда же глупец на свое несчастье овладеет знанием, оно уничтожает его удачливый жребий, разбивая ему голову. |
| 8 |
"Пусть думают и миряне, и отшельники, что это сделано мной. Пусть они зависят от меня во всех делах", - таково намерение глупца; его желание и гордость возрастают. |
| 9 |
Как крепкая скала не может быть сдвинута ветром, так мудрецы непоколебимы среди хулений и похвал. |
| 10 |
Немногие среди людей достигают противоположного берега. Остальные же люди только суетятся на здешнем берегу. |
| 11 |
И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицания или только похвалы. |
| 12 |
Кто разрушает жизнь и произносит ложь, хватает то, что не дано ему в этом мире, и ходит к жене другого, человек, который предается пьянству, - подрывает себе корень здесь, в этом мире. |
| 13 |
Легко увидеть грехи других, свои же, напротив, увидеть трудно. Ибо чужие грехи рассеивают, как шелуху; свои же, напротив, скрывают, как искусный шулер несчастливую кость. |
| 14 |
Как он поучает другого, так пусть поступает и сам. Полностью смирив себя, он может смирить и других. Поистине, смирение самого себя - трудно. |
| 15 |
Плохие и вредные для себя дела - делать легко. То же, что хорошо и полезно, - делать в высшей степени трудно. |
| 16 |
Победа порождает ненависть; побеждённый живет в печали. В счастье живет спокойный, отказывающийся от победы и поражения. |
| 17 |
Не потому он мудр, что много говорит. Спокойного, свободного от ненависти, не знающего страха называют "мудрым". |
| 18 |
Не потому он старший, что его голова седа. Он в преклонном возрасте, но называют его "состарившимся напрасно". |
| 19 |
Завистливый, жадный, изворотливый человек не становится привлекательным только из-за красноречия или красивого лица. |
| 20 |
"Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня". У тех, кто таит в себе такие мысли, ненависть не прекращается. |
| 21 |
Как в дом с плохой крышей просачивается дождь, так в плохо развитый ум просачивается вожделение. |
| 22 |
Если даже человек постоянно твердит Писание, но, нерадивый, не следует ему, он подобен пастуху, считающему коров у других. Он непричастен к святости. |
| 23 |
Ни на небе, ни среди океана, ни в горной расселине, если в неё проникнуть, не найдётся такого места на земле, где бы живущего не победила смерть. |
| 24 |
Ни с кем не говори грубо; те, с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем же. Ведь раздражённая речь - неприятна, и возмездие может коснуться тебя. |
| 25 |
Как пастух палкой гонит коров на пастбище, так старость и смерть гонят жизнь живых существ. |
| 26 |
Несделанное лучше плохо сделанного; ведь плохо сделанное потом мучит. Но лучше сделанного хорошо сделанное, ибо, сделав его, не испытываешь сожаления. |
| 27 |
Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворения страстям. Мудр тот, кто знает: страсти болезненны и мало от них радости. |
| 28 |
Тот, кто ищет себе счастье, причиняя страдания другим, запутавшись в тенетах ненависти, не освобождается от ненависти. |
| 29 |
Ведь что должно быть сделано, откладывается; что не нужно делать, наоборот, делается. У таких беспечных и заносчивых увеличиваются желания. |
| 30 |
Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок с приятной окраской, но лишенный аромата. |
Комментарии