| 1 |
Насколько легко дается мне воздержание, настолько же тяжело — умеренность. |
| 2 |
Человек с человеком веками ведут один монолог. |
| 3 |
Мой патриотизм — это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других. |
| 4 |
Посылать людей на войну необученными – значит предавать их. |
| 5 |
Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды. |
| 6 |
Лучше быть жестоким, если жестокость есть в наших сердцах, чем пытаться прикрыть своё бессилие покрывалом ненасилия. |
| 7 |
Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе. Человек становится выше ростом от того, что тянется вверх. |
| 8 |
Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. |
| 9 |
У нас не хватает силы характера, чтобы покорно следовать всем велениям рассудка. |
| 10 |
Порядочная женщина — это скрытое от всех сокровище; найдя его, человек разумный не станет им хвалиться. |
| 11 |
Трудно упасть на колени перед женщиной, которая уже сидит на них. |
| 12 |
Презрение философов к богатству было вызвано их сокровенным желанием отомстить несправедливой судьбе за то, что она не наградила их по достоинствам жизненными благами; оно было тайным средством, спасающим от унижений бедности, и окольным путем к почету, обычно доставляемому богатством. |
| 13 |
Жить с человеком, которого любишь, так же трудно, как любить человека, с которым живешь. |
| 14 |
Тайна наших несчастий в том, что у нас слишком много досуга для того, чтобы размышлять, счастливы мы или нет. |
| 15 |
Степень ума, нужная, чтобы нам понравиться, служит довольно точною мерою нашего собственного ума. |
| 16 |
Техника техникой, но лифт ломается чаще, чем лестница. |
| 17 |
Мысль изреченная есть ложь. |
| 18 |
Каким образом образовалась Земля, на которой я живу? Является ли она единственной населенной планетой? Откуда я происхожу? Где я нахожусь? Какова природа того, что я вижу? Какова природа всех этих блестящих фантомов, зрелище которых меня прельщает? Был ли я прежде, чем начал свое существование? Буду ли, когда меня больше не будет на свете? Какое состояние предшествовало ощущению моего существования? Какое состояние наступит вслед за исчезновением этого ощущения? Всего этого никогда не будут знать величайшие гении; они будут с философским видом молоть вздор, как это делал и я. |
| 19 |
Люди охотно молчат, если тщеславие не побуждает их говорить. |
| 20 |
Если желаешь, чтобы мир изменился, — сам стань этим изменением. |
| 21 |
Добрым делам мы подражаем из чувства соревнования, дурным же — из врожденной злости, которую опыт сдерживал, а пример выпустил на волю. |
| 22 |
Щедрый человек – это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время. |
| 23 |
Алкоголизм – это порождение варварства – мертвой хваткой держит человечество со времен седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. |
| 24 |
Чтобы покарать меня за отвращение к авторитетам, судьба сделала авторитетом меня самого. |
| 25 |
Во время кораблекрушения команда выполняет приказы своего капитана не задумываясь, ибо у матросов есть общая цель, да и средства для достижения этой цели очевидны и всем понятны. Однако, если бы капитан, как это делает правительство, принялся разъяснять матросам свои принципы управления кораблем, чтобы доказать правомерность поступающих приказов, корабль пошел бы ко дну раньше, чем закончилась его речь. |
| 26 |
Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать. |
| 27 |
Привычка всего прочнее, когда берет начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки. |
| 28 |
Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердости духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность – вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог? |
| 29 |
Ложь — тот же алкоголизм. Лгуны лгут и умирая. Льстят тем, кого боятся. |
| 30 |
Чтобы знать людей, нужно простить им предрассудки их времени. |
| 31 |
С правдой надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтоб не ожег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было. |
| 32 |
Там, где нет перемен и необходимости в переменах, разум погибает. |
| 33 |
Афоризм оставляет больше места для человека. |
| 34 |
Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости. |
| 35 |
Слишком многие сейчас тратят деньги, которых они не заработали, на вещи, которые им не нужны, чтобы произвести впечатление на людей, которые им не нравятся. |
| 36 |
Там, где сжигают книги, будут жечь людей. |
| 37 |
Жизнь коротка, но скука растягивает ее. |
| 38 |
Интриги и маневры, которые необходимы, чтобы добиться хорошей репутации, мешают нам ее заслужить. |
| 39 |
Человек может заработать репутацию прекрасного собеседника, просто поддакивая своему партнеру. |
| 40 |
Удивительно устроен человек он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни. |
| 41 |
Если теория относительности подтвердится, то немцы скажут, что я немец, а французы – что я гражданин мира; но если мою теорию опровергнут, французы объявят меня немцем, а немцы – евреем. |
| 42 |
Ипохондриков лечат болезнями. |
| 43 |
Очень многие предпочитают репутацию прелюбодея репутации провинциала. |
| 44 |
Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения. |
| 45 |
Согласно закону возмещения, постулату о неустойчивости равновесия и принципу разнородности недостаток чего-либо дает в конечном итоге новую систему отношений. |
| 46 |
До тех пор, пока люди будут преклоняться перед Цезарями и Наполеонами, Цезари и Наполеоны будут приходить к власти и приносить людям несчастья. |
| 47 |
Цель не может оправдывать средства по той простой и очевидной причине, что средства определяют природу цели. |
| 48 |
Целомудрие — самое извращенное из всех сексуальных извращений. |
| 49 |
Во всем считают себя правыми лишь те, кто добился в жизни немногого. |
| 50 |
Опыт — это не то, что происходит с человеком, а то, что делает человек с тем, что с ним происходит. |
| 51 |
Факты не перестают существовать от того, что ими пренебрегают. |
| 52 |
Нет большего вреда для державы, чем принимать хитрость за мудрость. |
| 53 |
Основная разница между литературой и жизнью состоит в том, что... в книгах процент самобытных людей очень высок, а тривиальных — низок; в жизни же все наоборот. |
| 54 |
Молодость больше любит быть поощряемой, нежели обучаемой. |
| 55 |
Отсутствующие всегда не правы, когда возвращаются. |
| 56 |
Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста. |
| 57 |
Покровитель — это тот, кто равнодушно взирает на тонущего в волнах человека и, когда тот достигает берега, обременяет его своей помощью. |
| 58 |
Чтоб жертвой стать, я должен провиниться Будь в сто раз больше у меня врагов, Будь каждый враг сильнее во сто крат, Они мне причинить вреда не смогут, Пока я честен, верен, невиновен. |
| 59 |
Тот, кто ничего не знает, всему верит. |
| 60 |
Кто спорит, ссылаясь на авторитет, тот применяет не свой ум, а скорее память. |
| 61 |
В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах. |
| 62 |
Расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое – ты только себе вредишь. Ничто другое не истощает себя так, как щедрость: выказывая ее, одновременно теряешь самую возможность ее выказывать и либо впадаешь в бедность, возбуждая презрение, либо разоряешь других, чем навлекаешь на себя ненависть. |
| 63 |
Только у людей действия больше иллюзий, чем у мечтателей. Они не представляют себе, ни почему они что-то делают, ни что из этого выйдет. |
| 64 |
Манеры выказывают нравы подобно тому, как платье обнаруживает талию. |
| 65 |
Говори умно, враг подслушивает. |
| 66 |
Дилетанты, сделав все, что в их силах, обычно говорят себе в оправдание, что работа еще не закончена. Разумеется! Она никогда и не может быть закончена, ибо неправильно начата. |
| 67 |
Лучшая стратегия состоит в том, чтобы всегда быть возможно более сильным; это значит прежде всего – быть вообще сильным, а затем – и на решающем пункте. |
| 68 |
Длинные речи способствуют делу настолько же, насколько платье со шлейфом помогает ходьбе. |
| 69 |
Двумя обычными причинами несчастья людей являются, с одной стороны, незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастливыми, а с другой — мнимые потребности и безграничные желания. |
| 70 |
Лучше помалкивать и казаться дураком, чем открыть рот и окончательно развеять сомнения. |
| 71 |
Техника дойдет до такого совершенства, что человек сможет обойтись без себя. |
| 72 |
Прежде чем сильно чего-то пожелать, следует осведомиться, очень ли счастлив нынешний обладатель желаемого. |
| 73 |
Насмешка часто разрешает важные задачи лучше и сильнее, чем строго обличительная речь. |
| 74 |
Существует такая степень счастья и горя, которая выходит за пределы нашей способности чувствовать. |
| 75 |
Мудрее чуждый мудрости невежда, чем алчущий невежества мудрец. |
| 76 |
Гений чаще всего губит себя сам. |
| 77 |
Те, кто сейчас на устах толпы, вскоре будут на ее языке, а потом на зубах. |
| 78 |
Окончательно соскучившись, мы перестаем скучать. |
| 79 |
Называть себя в печатных изданиях "мы" имеют право только президенты, редакторы и больные солитером. |
| 80 |
Есть два вида истины – тривиальная, которую отрицать нелепо, и глубокая, для которой обратное утверждение – тоже глубокая истина. |
| 81 |
То, что люди называют обыкновенно дружбой, — в сущности, только союз, цель которого обоюдное сохранение выгод и обмен добрых услуг, самая бескорыстная дружба — не что иное, как сделка, при которой наше самолюбие всегда рассчитывает что-нибудь выиграть. |
| 82 |
Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем. |
| 83 |
Патриотизм – это последнее прибежище негодяя. |
| 84 |
Точка зрения не должна заменять зрения. |
| 85 |
Бесстыдство порой скрывает стыд. |
| 86 |
В жизни есть две трагедии. Одна — не добиться исполнения своего самого сокровенного желания. Вторая — добиться. |
| 87 |
Никогда не теряй терпения — это последний ключ, открывающий двери. |
| 88 |
Требовал, чтобы все стало на свои места, — и остался без места. |
| 89 |
Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок. |
| 90 |
Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться. |
| 91 |
Будь скромным — это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих. |
| 92 |
Мемуары нередко повествуют о жизни, которую мемуарист хотел бы прожить. |
| 93 |
Мы так нетерпимы к чужому тщеславию, что оно уязвляет наше собственное. |
| 94 |
Красивое лицо является безмолвной рекомендацией. |
| 95 |
Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал. |
| 96 |
Не замечать охлаждения людей — значит мало ценить их дружбу. |
| 97 |
Что делать в раю, если не грешить. |
| 98 |
Все, что есть в мире прекрасного, красивого, идеального, насаждено не Богом, а человеком и умом человеческим. |
| 99 |
Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше. |
| 100 |
Кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников. |
| 101 |
Что не излечивают лекарства, то излечивает железо; что не излечивает железо, то излечивает огонь; что не излечивает огонь, то излечивает смерть. |
| 102 |
Чем больше человек стыдится, тем больше он заслуживает уважения. |
| 103 |
Люди стали столь трудолюбивы, что сделались безмерно глупы. |
| 104 |
Жизнь устроена так дьявольски искусно, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить. |
| 105 |
Провинциалка, пытающаяся в Париже следовать моде, обещает себя в несуразнейшей форме и этим поднимает себя на смех. Провинциалкам, попадающим в Париж, следует для начала одеваться так, как будто им уже тридцать лет. |
| 106 |
Надежда на наслаждение почти так же приятна, как и самое наслаждение. |
| 107 |
Фабрики гениев есть, но нет поставок сырья. |
| 108 |
Несчастен человек, который не делает того, что он может, и берется за то, чего он не понимает. |
| 109 |
Действительно возвышенные умы равнодушны к счастью, особенно к счастью других людей. |
| 110 |
Величайший подвиг дружбы не в том, чтобы показать другу наши недостатки, а в том, чтобы открыть ему глаза на его собственные. |
| 111 |
Часто представляется чрезвычайно отважным такой поступок, который в конечном счете является единственным путем к спасению и, следовательно, поступком наиболее осмотрительным. |
| 112 |
Сильный темперамент у того, кто не теряет равновесия даже в моменты величайшего возбуждения. Сильным темпераментом обладает человек, способный не только сильно чувствовать, но и сохраняющий равновесие при самых сильных испытаниях и способный, несмотря на бурю в груди, подчиняться тончайшим указаниям разума, как стрелка компаса на корабле, волнуемом бурей. |
| 113 |
Основная тенденция полководца должна сводиться к тому, чтобы добиваться намеченного генерального сражения и дать его при такой обстановке и при таком соотношении сил, которые обещали бы решительную победу. |
| 114 |
Оборонительная форма войны сама по себе сильнее, чем наступательная. Но оборона – это негативное занятие, поскольку она заставляет сопротивляться намерениям врага вместо того, чтобы развивать свои собственные. |
| 115 |
Капитуляция – не позор. Хороший генерал не будет завлекать последнего оставшегося в живых солдата идеей борьбы, точно так же как хороший шахматист не станет продолжать заведомо проигранную партию. |
| 116 |
Государственный деятель, который видит, что война неизбежна, и не может решиться нанести удар первым, виновен в преступлении против своей страны. |
| 117 |
Даже самому талантливому полководцу крайне трудно одержать победу над вдвое сильнейшим противником. |
| 118 |
Вторая характерная особенность лидера – простота и ясность тех планов, комбинаций и решений, к которым он пришел. Чем проще и определеннее план операции, тем он лучше. |
| 119 |
Война — дело опасное, и заблуждения, имеющие своим источником добродушие, для нее самые пагубные. Применение физического насилия во всем его объеме никоим образом не исключает содействия разума; поэтому тот, кто этим насилием пользуется, ничем не стесняясь и не щадя крови, приобретает огромный перевес над противником, который этого не делает. |
| 120 |
В теории фактор неожиданности может сыграть вам на руку. Но на практике в ход вступает сила трения, когда скрип вашей машины предупреждает противника об опасности. |
| 121 |
В таких вещах, как война, ошибки от доброжелательности являются худшими из всех. |
| 122 |
Бой — это единственный эффективный способ ведения войны; его цель — уничтожение вражеских сил как средство прекращения конфликта. |
| 123 |
Самое первое, самое главное и самое важное в смысле последствий решение, которое должен принять государственный деятель и командир, это определить тип войны, в которую он погружается; здесь нельзя ошибиться, равно как и нельзя пытаться превратить войну во что-то противное ее природе. |
| 124 |
Рядом с историей политика – не более, чем анекдот. |
| 125 |
Ненависть и лесть — подводные камни, о которые разбивается истина. |
| 126 |
Всякий хочет понимать искусство. Почему не пробует понять пение птиц? Почему любят ночь, цветы, всё что окружает человека, не доискиваясь до их смысла? А живопись хотят понимать. Хоть поняли бы, что художник не может не творить, что он тоже мельчайшая частица мира. |
| 127 |
Нет качества более редкого, чем истинная доброта: большинство людей, считающих себя добрыми, только снисходительны или слабы. |
| 128 |
Не бывает обстоятельств столь несчастных, чтобы умный человек не мог извлечь из них какую-нибудь выгоду, но не бывает и столь счастливых, чтобы безрассудный не мог обратить их против себя. |
| 129 |
Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет. |
| 130 |
Обнаженная женщина являет, вероятно, меньшую опасность, нежели женщина, облаченная в одежду, если последняя расположена так искусно, что, все скрывая, вместе с тем все выставляет напоказ. |
| 131 |
Я уважаю людей, которые точно знают, чего хотят. Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели. Начиная возводить здание, они тратят на фундамент слишком мало усилий, чтобы могла выстоять башня. |
| 132 |
Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. |
| 133 |
Все решительно неспособные чему бы то ни было учиться взялись поучать — вот чем увенчалась наша страсть к образованию. |
| 134 |
В бою смены нет, есть только поддержка. Одолеешь врага, тогда и служба кончится. |
| 135 |
Упрямство — это исчадие скудоумия, невежества и самонадеянности. |
| 136 |
Брак без любви чреват любовью без брака. |
| 137 |
К старости люди становятся безрассуднее — и мудрее. |
| 138 |
Рассудительность – это умение обуздывать свои вожделения и страсти. |
| 139 |
Берегись того, кто не ответил на твой удар. |
| 140 |
Интеллигенция – не мозг нации, а говно. |
| 141 |
Если вы будете работать для настоящего, то Ваша работа выйдет ничтожной; надо работать имея в виду только будущее. |
| 142 |
Книга — ловушка, возможность уловить то, что ты жаждешь настичь, постичь и понять. |
| 143 |
Ничто так не способствует развитию скромности, как сознание собственной значимости. |
| 144 |
В мире мало дружбы — и меньше всего среди равных. |
| 145 |
Хорошо одетый человек — это тот, на чью одежду не обращают внимания. |
| 146 |
Разлука ослабляет легкое увлечение, но усиливает большую страсть, подобно тому как ветер гасит свечу, но раздувает пожар. |
| 147 |
Кто не уважает себя, тот — несчастен, но зато тот, кто слишком доволен собой — глуп. |
| 148 |
Кто любит, чтобы ему льстили, – стоит льстеца. |
| 149 |
Кто умеет льстить, умеет и клеветать. |
| 150 |
Человека подкупает не сама лесть, а то, что его считают достойным лести. |
| 151 |
Хвалить людей в лицо – признак лести. |
| 152 |
Иногда людям кажется, что они ненавидят лесть, в то время как им ненавистна лишь та или иная ее форма. |
| 153 |
Даже суровость любимой женщины полна бесконечного очарования, которого мы не находим в самые счастливые для нас минуты в других женщинах. |
| 154 |
Спорт есть трата времени на трату сил. Ниже спортсмена только его зритель. |
| 155 |
Не ищи ошибку; ищи, как ее исправить. |
| 156 |
Только время не тратит времени. |
| 157 |
Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике. |
| 158 |
Я никогда не стою, если есть возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать. |
| 159 |
Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять. |
| 160 |
Вы можете получить "Форд-Т" любого цвета, при условии, что этот цвет будет черным. |
| 161 |
Глупость служит уму точилом. |
| 162 |
Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни. |
| 163 |
Если бы я хотел убить конкурентов нечестными средствами, я предоставил бы им полчища специалистов. Получив массу хороших советов, мои конкуренты не могли бы приступить к работе. |
| 164 |
Гордость свойственна всем людям: разница лишь в том, где и когда они ее проявляют. |
| 165 |
Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок. |
| 166 |
Пусть молчит тот, кто дал; пусть говорит тот, кто получил. |
| 167 |
Чем больше я знаю людей, тем меньшего от них жду. Поэтому теперь добиться от меня похвалы гораздо легче, чем раньше. |
| 168 |
Дурной признак, когда перестают понимать иронию, аллегорию, шутку. |
| 169 |
Хороший смех – оздоровляет душу. |
| 170 |
Правда необычайнее вымысла: вымысел должен придерживаться правдоподобия, а правда в этом не нуждается. |
| 171 |
Если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и интересам, как нравственность, то мы бы так же спорили против нее и нарушали ее вопреки всем доказательствам. |
| 172 |
Дипломат – это человек, который дважды подумает, прежде чем ничего не сказать. |
| 173 |
Норма — это то, что встречается лишь изредка. |
| 174 |
Увы, так уж устроен свет: тупоголовые твердо уверены в себе, а умные полны сомнений. |
| 175 |
Я ничего не сделаю для своего личного счастья, пока не перестану страдать оттого, что плохо выгляжу в чьих-то глазах. |
| 176 |
Мужчине льстит, что он первый, женщине — что мужчина считает ее первой. |
| 177 |
Лучше жить богатым, чем умереть богатым. |
| 178 |
Любить — это находить в счастье другого свое собственное счастье. Любовь есть склонность находить удовольствие в благе, совершенстве, счастье другого человека. |
| 179 |
Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. Других людей нам не дадут. |
| 180 |
Заставьте самого беспристрастного судью разбирать свое собственное дело, и посмотрите, как он начнет толковать законы! Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна. |
| 181 |
Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза. |
| 182 |
Лучше учить ребенка пользоваться деньгами и тратить их, чем копить. |
| 183 |
Всякая насильственная мера чревата новым злом. |
| 184 |
Есть люди, которые, не успев чем-то восхититься, уже испытывают ненависть к предмету своего восхищения... |
| 185 |
Ясной истине противостоит ложь. Глубокой истине противостоит другая истина, не менее глубокая. |
| 186 |
Истина далеко не всегда принадлежит большинству. Но меньшинству она принадлежит еще реже. |
| 187 |
Когда храбрый молчит, трусливый помалкивает. |
| 188 |
Справедливость без силы и сила без справедливости — обе ужасны. |
| 189 |
Талант — это как похоть. Трудно утаить. Еще труднее симулировать. |
| 190 |
Говорить не думая — все равно что стрелять не целясь. |
| 191 |
Брат может не быть другом, но друг – всегда брат. |
| 192 |
Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире. |
| 193 |
«Вы бы отдали жизнь за свои убеждения?» — «Разумеется, нет. В конце концов, я ведь могу и ошибаться». |
| 194 |
Высказанная вслух мысль сразу же и окончательно теряет значение; записанная, она тоже всегда его теряет, зато иной раз обретает новый смысл. |
| 195 |
Не любит тот, кто про любовь всем трубит. |
| 196 |
Лень и недоразумение делают несравненно более зла на свете, чем злоба и коварство. |
| 197 |
Мало найдется людей настолько мудрых, чтобы предпочесть полезное порицание вредной похвале. |
| 198 |
Я хочу быть кремированным, чтобы люди не приходили поклоняться моим костям. |
| 199 |
Где слабеет дружба, там усиливается церемонная вежливость. |
| 200 |
Есть настолько необоримые искушения, что необходимы сила и отвага, чтобы им поддаться. |
| 201 |
Брак не мешает счастью тех, кто способен быть счастливым; а остальным он хотя бы дает предлог для жалоб. |
| 202 |
Сердце требует одной женщины; чувства — многих; тщеславие — всех. |
| 203 |
Не рассуждай с детьми, с женщинами и с народом. |
| 204 |
Как правило, мужчине приятнее видеть накрытый к обеду стол, чем слышать, как его жена говорит по-гречески. |
| 205 |
С юмористикой не следует флиртовать. Ею надо обладать. |
| 206 |
Благоприятная возможность скрывается среди трудностей и проблем. |
| 207 |
Человек, которому повезло, — это человек, который делал то, что другие только собирались сделать. |
| 208 |
Мир принадлежит тем, кто раньше встает, — до той минуты, пока не встанут другие. |
| 209 |
Как хорошо прожитый день дает спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь дает спокойную смерть. |
| 210 |
Только стечение обстоятельств открывает нашу сущность окружающим и, главное, нам самим. |
| 211 |
То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный урок истории. |
| 212 |
Молчание — прибежище простой души, испытавшей всю глубину человеческой скорби. |
| 213 |
Видеть и все же не верить, – первая добродетель познающего; видимость – величайший его искуситель. |
| 214 |
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. |
| 215 |
Удивительное удивляет лишь раз, а восхитительное с каждым разом восхищает все больше. |
| 216 |
Жизнь – как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться. |
| 217 |
Мужчина не может сказать почти ничего дельного о том, что происходит в сердце нежной женщины; другое дело — кокетка: чувственность и тщеславие присущи и нам. |
| 218 |
Землепашец, стоящий на своих ногах, гораздо выше джентльмена, стоящего на коленях. |
| 219 |
Хороший брак тот, в котором супруги днем забывают о том, что они любовники, а ночью — о том, что они супруги. |
| 220 |
Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. |
| 221 |
Мы не умеем пользоваться счастьем, если мы не насаждаем его, как не умеем пользоваться богатством, не заработав его. |
| 222 |
Зависть есть беспокойство (неудовольствие) души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им. |
| 223 |
Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими все: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать. Все в этом. |
| 224 |
Когда я служу другим людям, я считаю, что плачу долги, а не зарабатываю награду. |
| 225 |
Презрение в большинстве случаев заслуживает лишь презрения. |
| 226 |
Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. |
| 227 |
Ошибаются те, кто думает, что народ, переживающий революцию, легко победить; напротив, он в состоянии побеждать других. |
| 228 |
Будь терпимей к чужим ошибкам. Может быть, ты и сам появился на свет по ошибке. |
| 229 |
Следует остерегаться злоупотреблять милосердием. |
| 230 |
Ты можешь порицать людей, но не поносить и не поднимать их на смех, ибо сплетня, смешащая многих, все же дурна, если она копает яму хотя бы одному человеку. |
| 231 |
В числе глупцов есть некая секта, называемая лицемерами, которые беспрерывно учатся обманывать себя и других, но больше других, чем себя, а в действительности обманывают больше самих себя, чем других. |
| 232 |
Возможно, наши представления о человеке слишком антропоморфны. |
| 233 |
Установление нерасторжимости брака есть подстрекательство к преступлению. |
| 234 |
Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным. |
| 235 |
Горячность, которая с годами все возрастает, уже граничит с безрассудством. |
| 236 |
Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться. |
| 237 |
По свету ходит чудовищное количество лживых домыслов, а самое страшное, что половина из них – чистая правда. |
| 238 |
Мы проводим время, завидуя людям, которыми мы не хотели бы быть. |
| 239 |
Не суди о своем величии по своей тени при заходе солнца. |
| 240 |
Зависть – один из наиболее действенных элементов ненависти. |
| 241 |
Не так благотворна истина, как зловредна ее видимость. |
| 242 |
Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень. |
| 243 |
Помимо нашей способности к суждениям мы обладаем еще и нашим мнением о нашей способности судить. |
| 244 |
Есть люди, которые, только продавшись, убеждаются в том, что имели какую-то цену. |
| 245 |
Любовь так плохо выносит домашние дрязги, что для прочного счастья нужно найти друг у друга выдающиеся качества. |
| 246 |
Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты и, таким образом, становится похож на тебя. |
| 247 |
Существуют два способа самовосхваления: один — говорить хорошо о себе, второй — поносить других. |
| 248 |
Я правил свое стихотворение полдня и вычеркнул одну запятую. Вечером я поставил ее опять. |
| 249 |
Любовь для праздного человека – занятие, для воина – развлечение, для государя – подводный камень. |
| 250 |
Быть погруженным в созерцание не значит быть праздным. Созерцать — все равно что трудиться. Мыслить — все равно что действовать. Взгляд, устремленный к небесам, — деяние. |
| 251 |
И в дружбе, и в любви рано или поздно наступает срок сведения счетов. |
| 252 |
Не в том суть, от кого ты родился, а в том, с кем ты водишься. |
| 253 |
Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, – стало быть, для большинства: но и для тех вполне редкостных людей, которые способны как на любовь, так и на дружбу. |
| 254 |
В серьезных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упускать. |
| 255 |
Пока философы спорят, что является главным — добродетель или наслаждение, ищи средства обладать и тем, и другим. |
| 256 |
Всем достаточно известно, что не подобает человеку говорить о своей жене, но недостаточно известно, что еще меньше ему подобает говорить о себе. |
| 257 |
Я пережил две войны, двух жен и Гитлера. |
| 258 |
Патриотизм — это готовность убивать и быть убитым по самым тривиальным причинам. |
| 259 |
Отсутствующие всегда виноваты. |
| 260 |
Важность — это щит глупцов. |
| 261 |
Компьютер, как и каждый работник, подвержен действию Принципа Питера. Если он хорошо выполняет свою работу, его продвигают в должности и поручают ему все более ответственные дела, пока он не достигнет своего уровня некомпетентности. |
| 262 |
Почти все наши ошибки, в сущности, языкового характера. Мы сами создаем себе трудности, неточно описывая факты. Так, например, разные вещи мы называем одинаково и, наоборот, даем разные определения одному и тому же. |
| 263 |
Под понятием «сила характера» подразумевается твердое отстаивание убеждений, безразлично, являются ли последние выводами из чужой или собственной системы взглядов или же возникнут из принципов, норм, мгновенных впечатлений или других каких-либо проявлений разума. |
| 264 |
Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три. |
| 265 |
Лишены прозорливости не те люди, которые не достигают цели, а те, которые проходят мимо нее. |
| 266 |
Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, – огорчаюсь, если я не понимаю людей. |
| 267 |
Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть – вот идеальная жизнь. |
| 268 |
Если все кажется легким, это безошибочно доказывает, что работник весьма мало искусен и что работа выше его разумения. |
| 269 |
Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию. |
| 270 |
Кто со всеми согласен, с тем не согласен никто. |
| 271 |
Путы привычек обычно слишком слабы, чтобы их ощутить, пока они не станут слишком крепки, чтобы их разорвать. |
| 272 |
Мнения среднестатистического человека гораздо менее глупы, чем они могли бы быть, если бы каждый такой человек думал поодиночке. |
| 273 |
Истинная ценность человека определяется тем, насколько он освободился от эгоизма и какими средствами он этого добился. |
| 274 |
Никто так не торопит других, как лентяи: ублажив свою лень, они хотят казаться усердными. |
| 275 |
К молодым людям нельзя относиться с высока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения. |
| 276 |
Чувство долга необходимо в работе, но оскорбительно во многих других отношениях. Люди хотят, чтобы их любили, а не переносили с терпеливой покорностью. |
| 277 |
Гений есть лишь непрерывное внимание. |
| 278 |
Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино. |
| 279 |
Водка белая, но красит нос и чернит репутацию. |
| 280 |
Когда быдло берется рассуждать – все пропало. |
| 281 |
Почему мы запоминаем во всех подробностях то, что с нами случилось, но не способны запомнить, сколько раз мы рассказывали об этом одному и тому же лицу? |
| 282 |
Знать, что нужно сделать, и не делать этого – худшая трусость. |
| 283 |
Критик — это ботаник. А я — садовник. |
| 284 |
Мир, в котором мы живем, может быть понят как результат неразберихи и случая; но если он является результатом сознательно избранной цели, то эта цель, видимо, принадлежит врагу рода человеческого. |
| 285 |
Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются. |
| 286 |
Карьера человека во вселенной заставляет задуматься, нет ли у него случаем чьей-то протекции? |
| 287 |
У кого есть друзья, у того нет друга. |
| 288 |
Достойна только та жизнь, которая прожита ради других людей. |
| 289 |
Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остается на долю читателя; дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать. |
| 290 |
Тот, кто оглядывается на свое прошлое, не заслуживает будущего. |
| 291 |
Гордость столь же часто лицемерна, как и скромность. |
| 292 |
Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность. |
| 293 |
Никто не сражается в войне с таким рвением, как в войне за родную страну. |
| 294 |
Большинство женщин сдается не потому, что сильна их страсть, а потому, что велика их слабость. Вот почему обычно имеют такой успех предприимчивые мужчины, хотя они отнюдь не самые привлекательные. |
| 295 |
Компромисс: не бросайте тухлые яйца, и не надо аплодисментов. |
| 296 |
Друзей узнаешь в беде. В бедах друзей узнаешь себя. |
| 297 |
Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера. |
| 298 |
Бога отрицают или потому, что мир так плох, или потому, что мир так хорош. |
| 299 |
Все люди рождаются равными и до самой смерти против этого борются. |
| 300 |
Вред приносишь ты, если хвалишь, но еще больше вреда, если порицаешь то, в чем мало смыслишь. |
| 301 |
И истина требует, подобно всем женщинам, чтобы ее любовник стал ради нее лгуном, но не тщеславие ее требует этого, а ее жестокость. |
| 302 |
То, что мы принимаем за добродетель, нередко оказывается сочетанием корыстных желаний и поступков, искусно подобранных судьбой или нашей собственной хитростью; так, например, порою женщины бывают целомудренны, а мужчины — доблестны совсем не потому, что им действительно свойственны целомудрие и доблесть. |
| 303 |
Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия — капризность, обидчивость, раздражительность, слезливость, болезненное самолюбие. |
| 304 |
Идя по жизни, мы вдруг обнаруживаем, что лед у нас под ногами становится все тоньше, и видим, как вокруг нас и за нами проваливаются под него наши сверстники. |
| 305 |
Если пьеса — произведение искусства, ее постановка в театре является экзаменом не для пьесы, а для театра; если же она не произведение искусства, ее постановка в театре является экзаменом не для пьесы, а для публики. |
| 306 |
Искусство движется вперед исключительно по им самим проложенному маршруту. Оно не является выражением никакого века. Напротив, сам век есть выражение искусства. |
| 307 |
Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении. |
| 308 |
Если о своей высокой нравственности разглагольствует мужчина, значит, он лицемер, если женщина, — значит, она попросту некрасива. |
| 309 |
Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении. |
| 310 |
Чем выше поднимаешься, тем глубже увязаешь. |
| 311 |
Работа — последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет. |
| 312 |
Хорошо завязанный галстук — это первый важный шаг в жизни. |
| 313 |
Смех – дело мужское, слезы – женское. |
| 314 |
Пока я не полюбил, я был ничтожен именно потому, что подчас очень хотел считать себя великим. |
| 315 |
Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф. |
| 316 |
Взвешивая чужие промахи, мало кто из нас не положит руку на чашу весов. |
| 317 |
Подобно тому как мир есть цель войны, праздность есть конечная цель занятости. |
| 318 |
Сознание своего несовершенства приближает к совершенству. |
| 319 |
Люди, верящие в свои достоинства, считают долгом быть несчастными, дабы убедить таким образом и других и себя в том, что судьба еще не воздала им по заслугам. |
| 320 |
Люди, которых называют слабыми, всего лишь равнодушны, ибо у каждого найдется сила, когда окажется затронутым предмет его страстей. |
| 321 |
Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове "должен". |
| 322 |
Ни один порок не настолько прост, чтобы не принимать с внешней стороны вид добродетели. |
| 323 |
Силы должны быть сконцентрированы в подавляющую массу. Это фундаментальная мысль. Всегда готовьтесь ко всему и как можно заранее. |
| 324 |
Кому нет нужды в том, чтобы лгать, тот извлекает себе пользу из того, что он не лжет. |
| 325 |
Мы тем свободнее, чем больше мы поступаем сообразно рассудку, и тем больше порабощены, чем больше поддаемся страстям. |
| 326 |
Религии, наиболее близкие друг к другу, в то же время и наиболее враждебны одна другой. |
| 327 |
Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. |
| 328 |
Труднее отвечать на тот вопрос, который очевиден. |
| 329 |
Чины людьми даются А люди могут обмануться. |
| 330 |
Мой муж гений! Он умеет делать абсолютно все, кроме денег. |
| 331 |
Внимание: ангелы находятся в более близком родстве с сатаной, чем с людьми! |
| 332 |
Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств. Я не верю в силу обстоятельств. В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их сам. |
| 333 |
Чтобы вступить в заговор, нужна неколебимая отвага, а чтобы стойко переносить опасности войны, хватает обыкновенного мужества. |
| 334 |
Нет такого ложного суждения, которое не было бы следствием или наших страстей, или нашего невежества. |
| 335 |
Легковерный человек — обманщик. |
| 336 |
В борьбе за правое дело иногда проигрывает дело, а иногда правота. |
| 337 |
Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус – не грешит ли это против всякого хорошего вкуса? |
| 338 |
Бывает, что с гордостью открываешь девственный материк мысли. А потом где-то в лесу находишь пакетик от презерватива. |
| 339 |
Скорбь — один из видов праздности. |
| 340 |
Вежливость: самая приемлемая форма лицемерия. |
| 341 |
Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра. |
| 342 |
Глупо, даже бессовестно критиковать писателя за то, что ему не удалось. Читателя должно интересовать не то, что писатель не сделал, а то, что сделал. |
| 343 |
Умные не бывают учены; ученые не бывают умны. |
| 344 |
Я не интересуюсь политикой, и это отнимает у меня много времени. |
| 345 |
Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов. |
| 346 |
Величественные натуры страдают от сомнений в собственном величии. |
| 347 |
Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь. |
| 348 |
Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет. |
| 349 |
Я не прочь посмеяться над встречающимися мне людьми, полагая, что ведь и они, если хотят, могут посмеяться надо мной. |
| 350 |
Тому, кто может отличить хороший совет от плохого, не нужны чужие советы. |
| 351 |
Когда врач не может принести пользы, пусть он не вредит. |
| 352 |
До тех пор, пока война считается порочной, она сохранит свое очарование; вот когда ее сочтут пошлой, она перестанет быть популярной. |
| 353 |
Любовь в соответствии с различными характерами по-разному пылает. Во льве жгучее и кровожадное пламя выражается в рычании, в высокомерных душах — в пренебрежении, в нежных душах — в слезах и унынии. |
| 354 |
Я не говорил, что он женится. Я сказал только, что он собирается жениться. Это далеко не одно и то же. Я, например, ясно помню, что женился, но совершенно не припоминаю, чтобы я собирался жениться. И склонен думать, что такого намерения у меня никогда не было. |
| 355 |
Для жены ужасно и недоверие мужа, и его уверенность в ней; она мстит и за то, и за другое. |
| 356 |
Мужчины знают, что женщины обладают превосходством над ними, и потому выбирают самых слабых и самых невежественных. Думай они иначе, они не боялись бы женщин, знающих столько же, сколько они сами. |
| 357 |
Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде. |
| 358 |
Не позволяйте жить слишком спокойно тем, кто у вас работает. Не давайте им прочно обосноваться. Всегда поступайте противоположно тому, чего они от вас ожидают. Пусть все время тревожатся и оглядываются через плечо. |
| 359 |
В споре о том, что было раньше — курица или яйцо, я бы высказался в пользу петуха. |
| 360 |
У женщины с прошлым нет будущего. |
| 361 |
Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну. |
| 362 |
Наши добродетели — это чаще всего искусно переряженные пороки. |
| 363 |
Притворяясь, будто мы попали в расставленную нам ловушку, мы проявляем поистине утонченную хитрость, потому что обмануть человека легче всего тогда, когда он хочет обмануть нас. |
| 364 |
В наш век газеты пытаются заставить публику судить о скульпторе не по его скульптурам, а по тому, как он относится к жене; о художнике — по размеру его доходов, и о поэте — по цвету его галстука. |
| 365 |
Взглядом можно сказать все, а между тем от взгляда всегда можно отречься, так как он не может быть повторен в точности. |
| 366 |
Вежливость — это одно из тех качеств, которое можно оценить по достоинству, лишь испытав неудобство от его отсутствия. |
| 367 |
Мы всегда любим тех, кто восхищается нами, но не всегда любим тех, кем восхищаемся мы. |
| 368 |
В демократии честный политик может быть терпим, только если он очень глуп. Ибо лишь очень глупый человек может искренне разделять предрассудки большей половины нации. |
| 369 |
Самообладание в минуту гнева не менее высоко и не менее благородно, как и самообладание в минуту страха. |
| 370 |
Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять: ее нужно лишь направлять на достойные цели. |
| 371 |
Большинство браков распадается в наше время прежде всего из-за здравого смысла мужа. В самом деле, как может женщина быть счастлива с мужчиной, который считает ее абсолютно разумным существом? |
| 372 |
Ничто так не искажает человеческую природу, как маниакальные идеи. Если человеком овладевает идея, что все мировое зло в евреях, масонах, большевиках, еретиках, буржуазии и т. д., то самый добрый человек превращается в дикого зверя. |
| 373 |
В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение. |
| 374 |
Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь вы сами? |
| 375 |
Сильнее всех — владеющий собой. |
| 376 |
Если люди любят друг друга, то не все ли равно, чем вызвана эта любовь? |
| 377 |
Начало – половина целого. |
| 378 |
Питать симпатии к обездоленным куда как просто. Питать симпатии к мысли намного труднее. |
| 379 |
Самые смелые и самые разумные люди — это те, которые под любыми благовидными предлогами стараются не думать о смерти. |
| 380 |
Пытаюсь подчинить себе обстоятельства, а не подчиняться им. |
| 381 |
Управляй своим настроением, ибо оно если не повинуется, то повелевает. |
| 382 |
Брак – это попытка создать нечто прочное и долговременное из случайного эпизода. |
| 383 |
Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить? |
| 384 |
Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке. |
| 385 |
Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него. |
| 386 |
Самая удачная беседа — это та, подробности которой на следующий день забываются... |
| 387 |
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества. |
| 388 |
Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством. |
| 389 |
Папиросы — это совершеннейший вид высшего наслаждения, тонкого и острого, но оставляющего нас неудовлетворенными. Чего еще желать? |
| 390 |
Напоминание: Национальное большинство не значит, что отдельный его представитель больше представителя национального меньшинства. |
| 391 |
Друг — это человек, которому больше всего верят, когда он говорит о нас плохо. |
| 392 |
Прогресс — это способ человеческого бытия. |
| 393 |
Безмерное самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного достоинства. |
| 394 |
Слабая страсть обостряет ум, сильная — притупляет. |
| 395 |
Наука – полководец, и практика – солдаты. |
| 396 |
Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. |
| 397 |
Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться. |
| 398 |
Электронный мозг будет думать за нас точно так же, как электрический стул за нас умирает. |
| 399 |
Если вы что-то не можете объяснить 6-летнему ребёнку, вы сами этого не понимаете. |
| 400 |
Наш ум ленивее, чем тело. |
| 401 |
Люди не подозревают об ошибках, которых не совершают. |
| 402 |
Люди, которые заняты возвращением здоровья другим людям, выказывая удивительное единение мастерства и человечности, стоят превыше всех великих на этой земле. |
| 403 |
Честность в политике есть результат силы, лицемерие – результат слабости. |
| 404 |
Люди дискредитируют свои мнения, когда начинают их обосновывать. |
| 405 |
Когда определится взгляд на вещи, то будет приобретено знание, то воля будет стремиться к правде; когда стремление воли удовлетворено, то сердце сделается добрым; когда сердце сделается добрым, то будет приобретен нравственный взгляд на вещи, ведущие к добродетели. |
| 406 |
Невежество тем-то и тяжело, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается. |
| 407 |
Каждый человек от скудости ума старается воспитать другого по собственному подобию. |
| 408 |
Казаться естественным — вот поза, которую труднее всего сохранить. |
| 409 |
Когда мне льстит тот, кому льстят все, я по-настоящему счастлив. |
| 410 |
Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. |
| 411 |
Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра. |
| 412 |
Хороший вкус говорит не столько об уме, сколько о ясности суждений. |
| 413 |
Чрезмерная откровенность столь же неблагоприлична, как совершенная нагота. |
| 414 |
Если хотите узнать недостатки девушки, похвалите ее перед подругами. |
| 415 |
Дьявол не спит. С кем попало. |
| 416 |
Тот, кто назвал женщин прекрасным полом, хотел, быть может, сказать этим нечто лестное для них, но на самом деле выразил нечто большее. |
| 417 |
Лень подобна ржавчине: она разъедает быстрее, чем частое употребление изнашивает. |
| 418 |
Не могу быть гениальным все 24 часа, не останется времени на бритье. |
| 419 |
Доброта требует доказательств, красота же их не требует. |
| 420 |
Ревность не соединена со свободой человека. В ревности есть инстинкт собственности и господства, но в состоянии унижения. Нужно признавать право любви и отрицать право ревности, перестав ее идеализировать... Ревность есть тирания человека над человеком. Особенно отвратительна женская ревность, превращая женщину в фурию. |
| 421 |
Хитрость и предательство свидетельствуют лишь о недостатке ловкости. |
| 422 |
Люди только тогда сообщают нам интересные сведения, когда мы им противоречим. |
| 423 |
Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность. |
| 424 |
Идеалист – это тот, кто помогает разбогатеть другим. |
| 425 |
Если вам говорят, что дело не в деньгах, а в принципе, — значит, дело в деньгах. |
| 426 |
Поверхностными людьми я считаю как раз тех, кто любит только раз в жизни. Их так называемая верность, постоянство — лишь летаргия привычки или отсутствие воображения. |
| 427 |
Желание вызвать жалость или восхищение — вот что нередко составляет основу нашей откровенности. |
| 428 |
Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны. |
| 429 |
Привычка постоянно хитрить — признак ограниченности ума, и почти всегда случается, что прибегающий к хитрости, чтобы прикрыть себя в одном месте, открывается в другом. |
| 430 |
Когда ты сделал кому-нибудь добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело? |
| 431 |
То, что нас можно обманывать снова и снова, внушает мне оптимизм. |
| 432 |
Правильная дозировка афоризмов: минимум слов, максимум смысла. |
| 433 |
Если заочно злословит кто друга или, злоречье Слыша другого о нем, не промолвит ни слова в защиту; Если для славы забавника выдумать рад небылицу Или для смеха готов расславить приятеля тайну: ...вот кто опасен, кто черен! Его берегися! |
| 434 |
Остроумие – это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом. |
| 435 |
Быть высоконравственным и значит быть свободным душой. Постоянно гневающийся на кого-нибудь, беспрестранно боящийся чего-нибудь и всецело предающийся страстям не может быть свободен душой. Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем-нибудь, тот видя не увидит, слыша не услышит, вкушая не различит вкуса. |
| 436 |
Гимнастика – это полная чушь. Здоровым она не нужна, а больным противопоказана. |
| 437 |
Клевета — это месть трусов. |
| 438 |
Нелегко встретить человека, который отдав учению три года, не мечтал бы занять высокий пост. |
| 439 |
Стыдливость — мать самой прекрасной из всех страстей человеческого сердца — любви. Труд — это отец удовольствия. |
| 440 |
Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, – ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов – другом. |
| 441 |
Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть. |
| 442 |
Народу много, а людей немного. |
| 443 |
Супруги должны воздерживаться от ссор, если они любят друг друга недостаточно сильно, чтобы помириться. |
| 444 |
Человек, не знакомый с искусством верховой езды, не возьмется давать советов, как объезжать лошадей. Но в морали мы бываем менее недоверчивы. Здесь мы всегда считаем себя знающими и способными подавать советы всем людям. |
| 445 |
Для репутации важен размах, а не итог. |
| 446 |
Женщины говорят больше мужчин. |
| 447 |
Служить Богу – значит делать добро, но многие считают, что молитва – это более легкий вид служения, и предпочитают именно ее. |
| 448 |
Кто стремится к величию, у того есть основания увенчивать свой путь и довольствоваться количеством. Люди качества стремятся к малому. |
| 449 |
Истина есть дочь времени, а не авторитета. |
| 450 |
В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то результате ее. |
| 451 |
Если вы хотите достичь цели, не старайтесь быть деликатными или умным. Пользуйтесь грубыми приемами. Бейте по цели сразу. Вернитесь и ударьте снова. Затем ударьте еще – сильнейшим ударом сплеча... |
| 452 |
Один раз в жизни счастье стучит в дверь каждого, но часто этот каждый сидит в соседнем кабачке и не слышит стука. |
| 453 |
Вот умер человек. Кладем его в могилу - И вместе с ним добро, что сделать он успел. И помним только то, что было в нем дурного. |
| 454 |
В присутствии предмета любви немеют самые смелые уста и остается невысказанным именно то, что так хотелось бы сказать. |
| 455 |
То, что нельзя исправить, не следует и оплакивать. |
| 456 |
Созерцание — это благопристойное безделье. |
| 457 |
Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия – лучших, чем существующие. |
| 458 |
Тот, кто желает вести народ за собой, вынужден следовать за толпой. |
| 459 |
Подданные легко замечают наготу экс-королей. |
| 460 |
Умение ловко пользоваться посредственными способностями не внушает уважения — и все же нередко приносит людям больше славы, чем истинные достоинства. |
| 461 |
Гордецы ненавидят гордость в других людях. |
| 462 |
В любви единственная победа – это бегство. |
| 463 |
Великие люди всегда были воздержанными в еде. |
| 464 |
Небывалая толщина этого отчета защищала его от опасности быть прочитанным. |
| 465 |
Я всегда очень дружески отношусь к тем, до кого мне нет дела. |
| 466 |
Легче переносить терпеливо то, что нам не дано исправить. |
| 467 |
Жить – разве это не значит питать несокрушимую веру в победу? |
| 468 |
Любопытство — одно из самых непреложных и очевидных свойств мощного интеллекта. |
| 469 |
Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки — счастье наибольшего числа людей. |
| 470 |
Кто хотел бы казаться толпе глубоким, заботится о темноте. Ибо толпа считает глубоким все то, чему она не может видеть дна. |
| 471 |
Если кто меня оскорбил – это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе. |
| 472 |
Часто бывает, что человек, который ни разу в жизни не соврал, берется судить о том, что правда, а что ложь. |
| 473 |
Мой способ шутить — это говорить правду. На свете нет ничего смешнее. |
| 474 |
Соперничество – пища для гения. |
| 475 |
Лесть порождает друзей, правда — ненавистников. |
| 476 |
Лицом к лицу лица не увидать, Большое видится на расстоянии. |
| 477 |
Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день. |
| 478 |
Человек всегда лишь эпигон героев собственных фантазий. |
| 479 |
Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой. |
| 480 |
Если сегодня ты назвал человека вором, не удивляйся, что завтра он тебя обокрадет. |
| 481 |
Истинность — вот первооснова и суть красоты и совершенства; прекрасно и совершенно лишь то, что, обладая всем, чем должно обладать, поистине таково, каким должно быть. |
| 482 |
Стремление создать ребенку счастливую жизнь баловством с младенческих лет, пожалуй, неблагоразумно. |
| 483 |
Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, их заменяет крик. |
| 484 |
Если бы человек создал человека, ему было бы стыдно за свою работу. |
| 485 |
Терзания ревности — самые мучительные из человеческих терзаний и к тому же менее всего внушающие сочувствие тому, кто их причиняет. |
| 486 |
Не заводись, если ты прав, и если жена права — тоже. Скандал имеет смысл лишь в сомнительных случаях, чтобы затемнить дело. |
| 487 |
Некоторые хитрецы выбирают себе жен поглупее, надеясь командовать ими, и всегда ошибаются. |
| 488 |
Лучший друг – тот, кто поможет нам проявить лучшее, что заключено в нашей душе. |
| 489 |
Деньги никого не сделали дураком; они только выставляют дураков напоказ. |
| 490 |
Кошка, однажды присевшая на горячую печку, уже никогда не сядет на горячую печку – и хорошо сделает, но уже никогда не сядет и на холодную. |
| 491 |
Здравый смысл – это сумма предубеждений, приобретенных до восемнадцатилетнего возраста. |
| 492 |
Рано или поздно все тайны будут непременно раскрыты. Нет ничего тайного, что не стало бы явным. |
| 493 |
Плохие философы могут иметь определенное влияние в обществе, хорошие — никогда. |
| 494 |
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает. |
| 495 |
Люди не только забывают благодеяния и обиды, но даже склонны ненавидеть своих благодетелей и прощать обидчиков. Необходимость отблагодарить за добро и отомстить за зло кажется им рабством, которому они не желают покоряться. |
| 496 |
Добрые дела, которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет и добра. |
| 497 |
Отсрочка — самая неприятная форма отказа. |
| 498 |
Недостаток ума не следует объяснять недостатком памяти. |
| 499 |
Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени. |
| 500 |
Можно сразу определить, есть ли у мужчины семья или нет. Мне часто приходилось подмечать очень печальное выражение в глазах многих женатых мужчин. |
| 501 |
Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и подвергать опале. |
| 502 |
Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым ценит свою жизнь. |
| 503 |
Всякий разумный довод наносит обиду. |
| 504 |
Я взял себе за правило никогда не курить больше одной сигареты одновременно. |
| 505 |
Я ненавижу людей, не умеющих прощать. |
| 506 |
Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой. |
| 507 |
Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению. |
| 508 |
В разлуке есть высокое значенье: Как ни люби, хоть день один, хоть век, Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье... И рано ль, поздно ль пробужденье, А должен наконец проснуться человек... |
| 509 |
Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу. |
| 510 |
Все люди делятся на две категории: одним легче подмечать различия, другим — сходство. |
| 511 |
Ни один победитель не верит в случайность. |
| 512 |
Ирония – непременная эстетическая составляющая мышления. |
| 513 |
Есть средство воспрепятствовать преступлениям — это наказания; есть средства изменять нравы — это благие примеры. |
| 514 |
В Америке молодежь всегда готова поделиться со старшими всеми запасами своей неопытности. |
| 515 |
Женщина хочет одеваться так, как другие, и страдает, если действительно одета так, как другие. |
| 516 |
Стараясь быть значительнее, мы что-то в себе убиваем и в результате становимся еще ничтожнее. В доброе старое время поэты сначала теряли невинность, а потом ее воспевали. У нас же все наоборот: мы начинаем с поэзии жизни, а кончаем прозой... |
| 517 |
Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей. |
| 518 |
Скорее всего, есть два рода людей: для гениальных бессмертие – в мгновении, а для обыкновенных – в долготе жизни. |
| 519 |
Пользоваться чьими-либо благодеяниями — более верный способ привязать его к себе, чем делая ему одолжения в свою очередь. |
| 520 |
Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей. |
| 521 |
Вопросы никогда не бывают нескромными. В отличие от ответов. |
| 522 |
Несчастье, что мы не можем ни обходиться без женщин, ни жить с ними. |
| 523 |
Демократия – это когда два волка и ягненок голосуют, что будет на обед. |
| 524 |
Бедная мудрость часто бывает рабой богатой глупости. |
| 525 |
Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия. |
| 526 |
Каждый человек обязан, по меньшей мере, вернуть миру столько, сколько он из него взял. |
| 527 |
Можно ли вообразить себе женщину, которая позволила бы своему избраннику 1001 ночь рассказывать байки? |
| 528 |
Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. |
| 529 |
Правда — это то, что каждый из нас обязан рассказать полицейскому. |
| 530 |
Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец. |
| 531 |
Эксперт — это человек, который больше уже не думает; он знает. |
| 532 |
Истинно ловкие люди всю жизнь делают вид, что гнушаются хитростью, а на самом деле они просто приберегают ее для исключительных случаев, обещающих исключительную выгоду. |
| 533 |
Серьезным может быть всякий, но чтобы забавлять, нужен ум. |
| 534 |
Глупо умирать из страха перед смертью. |
| 535 |
Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают. |
| 536 |
Честолюбие: непреодолимое стремление подвергнуться нападкам врагов при жизни и насмешкам друзей после смерти. |
| 537 |
Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно – требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным. |
| 538 |
Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. |
| 539 |
Демократия никогда не сохраняется надолго. Она скоро выдыхается, изнашивается и уничтожает сама себя. В истории еще не было демократии, которая не совершила бы самоубийства. |
| 540 |
Одним и тем же мозгом мыслить и верить? |
| 541 |
Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить. |
| 542 |
Техника дойдет до такого совершенства, что человек сможет обойтись без себя. |
| 543 |
Лень делает всякое дело трудным. |
| 544 |
Идеализм — это благородные одежды, под которыми политик скрывает свое властолюбие. |
| 545 |
Угрызения совести — это не до конца раскаявшаяся гордыня. |
| 546 |
Порою из дурных качеств складываются великие таланты. |
| 547 |
Мертвец — это всего лишь пока что неизлечимый больной. |
| 548 |
Невозмутимость мудрецов — это всего лишь умение скрывать свои чувства в глубине сердца. |
| 549 |
Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили. |
| 550 |
Чудаки, право, эти художники! Из кожи лезут, чтобы добиться известности, а когда слава приходит, они как будто тяготятся ею. Как это глупо! Если неприятно, когда о тебе много говорят, то еще хуже — когда о тебе совсем не говорят. |
| 551 |
Мы часто выискиваем отравленные похвалы, косвенно открывающие в тех, кого мы хвалим, такие недостатки, на которые мы не осмеливаемся указать прямо. |
| 552 |
Умение легко перейти от шутки к серьезному и от серьезного к шутке требует большего таланта, чем обыкновенно думают. Нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без ее помощи. |
| 553 |
Когда люди определенного сорта с тобой соглашаются, начинаешь сомневаться в своей правоте. |
| 554 |
Неверность должна была бы убивать любовь, и не следовало бы ревновать тогда, когда к этому есть основания: ревности достоин лишь тот, кто старается ее не вызывать. |
| 555 |
Ревность питается сомнениями; она умирает или переходит в неистовство, как только сомнения превращаются в уверенность. |
| 556 |
Ревность всегда рождается вместе с любовью, но не всегда вместе с нею умирает. |
| 557 |
Умереть за свои убеждения — значит придавать слишком большую цену предположениям. |
| 558 |
Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения. |
| 559 |
Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует. |
| 560 |
В ревности больше себялюбия, чем любви. |
| 561 |
Когда ребенок лжет, то один презрительный взгляд – уже достаточное и самое целесообразное наказание. |
| 562 |
Ведь человек, вынужденный покупать в кредит, ибо он не в состоянии платить наличными, не может торговаться. |
| 563 |
Если в книге восемьдесят процентов правды, значит, она на сто процентов лжива. |
| 564 |
Зануда: человек, который говорит сам, вместо того, чтобы слушать вас. |
| 565 |
Единственным пределом наших завтрашних свершений станут наши сегодняшние сомнения. |
| 566 |
Убежденность, что ваша работа необычайно важна, — верный симптом приближающегося нервного срыва. |
| 567 |
Все искусство воспитания состоит в том, чтобы ставить молодых людей в условия, способные развить в них зачатки ума и добродетели. |
| 568 |
Не будем пытаться понять друг друга, чтобы друг друга не возненавидеть. |
| 569 |
Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими. |
| 570 |
Больше всего гордятся собой две категории людей: те, кто несчастлив, и те, кто страдает бессонницей. |
| 571 |
В книге Бытия немало примеров наказания тех, кто ослушался воли Господа. В то же время нельзя сказать, чтобы этим путем был достигнут серьезный воспитательный эффект. |
| 572 |
Настоящая честь – это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей. |
| 573 |
Терпеть не могу принципов. Предпочитаю предрассудки. |
| 574 |
Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно. |
| 575 |
Настоящая дружба не знает зависти, а настоящая любовь — кокетства. |
| 576 |
Каждая иерархия создает своего Папу Римского. |
| 577 |
Когда гонятся за остроумием, ловят порой лишь глупость. |
| 578 |
Несправедливость по отношению к одному представляет угрозу для всех. |
| 579 |
Это прямо чудовищно, как люди себя нынче ведут: за вашей спиной говорят о вас чистую правду. |
| 580 |
Скромность — это способ услышать от других все то хорошее, что мы думаем о себе. |
| 581 |
Безделье — не отдых. |
| 582 |
Нет вернее способа ободрить врага, как показать, что его боишься. |
| 583 |
Самая редкая вещь, какую только можно найти на земле, — это по-настоящему справедливый человек. |
| 584 |
Осмотрительность так же подобает воину, как и храбрость. |
| 585 |
Плох тот советник, который сам не слушает чужих советов. |
| 586 |
Улыбка, появляющаяся на лице без всякого повода, или не в меру медоточивые речи — вернейшие доказательства лицемерия. |
| 587 |
Наша искренность в немалой доле вызвана желанием поговорить о себе и выставить свои недостатки в благоприятном свете. |
| 588 |
Люди кокетничают, когда делают вид, будто им чуждо любое кокетство. |
| 589 |
Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое. |
| 590 |
Обстоятельства переменчивы, принципы – никогда. |
| 591 |
Как только дурак похвалит нас, он уже не кажется нам так глуп. |
| 592 |
От критики нельзя ни спастись, ни оборониться; нужно поступать ей назло, и мало-помалу она с этим свыкнется. |
| 593 |
У каждого должно быть хоть какое-нибудь занятие. И если бы у меня не было долгов, мне решительно нечем было бы себя занять. |
| 594 |
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. |
| 595 |
Ложной может быть скромность, но не гордость. |
| 596 |
Честолюбие — последнее прибежище неудачников. |
| 597 |
Эгоист: человек дурного тона, больше интересующийся собой, чем мной. |
| 598 |
Своим недоверием мы оправдываем чужой обман. |
| 599 |
В основе так называемой щедрости обычно лежит тщеславие, которое нам дороже всего, что мы дарим. |
| 600 |
Англия — родина лицемеров. |
| 601 |
Легко в учении — тяжело в походе, тяжело в учении — легко в походе. |
| 602 |
Единственный момент, когда деловой человек может занять деньги с некоторой уверенностью – это когда он в них не нуждается. |
| 603 |
Наше счастье вовсе не состоит и не должно состоять в полном удовлетворении, при котором не оставалось бы больше ничего желать, что способствовало бы только отупению нашего ума. Вечное стремление к новым наслаждениям и новым совершенствам — это и есть счастье. |
| 604 |
Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства. |
| 605 |
Живопись – это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверх-эстетических образцов конкретной иррациональности. |
| 606 |
Суеверие делает людей глупцами. |
| 607 |
Лесть есть род дудки, которой приманивают птиц, подражая их голосу. |
| 608 |
Неразумие людей таково, что они часто не замечают яда внутри того, что хорошо с виду. |
| 609 |
Интеллигент! Ведь достаточно просто охаметь, чтобы избавиться от этого обидного прозвища. |
| 610 |
Утверждать что-либо, не имея возможности доказать это законным путем, означает клеветать. |
| 611 |
Новобрачная: женщина, у которой счастливое будущее позади. |
| 612 |
Аскетизм — это предельный эгоизм, искупаемый предельным самоотречением. |
| 613 |
Самопожертвование следовало бы запретить законом. Оно развращает тех, кому приносят жертву. Они всегда сбиваются с пути. |
| 614 |
Большинство авторов ведут себя в своих сочинениях так, как светские люди за беседой: занятые только тем, чтобы нравиться, они мало заботятся о том, как достигнуть этого — ложью или истиной. |
| 615 |
Мир: в международных отношениях период обмана между двумя периодами кровопролития. |
| 616 |
Мы склонны верить тем, кого не знаем, потому что они нас никогда не обманывали. |
| 617 |
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь. |
| 618 |
Лживые люди меньше всего знают людей: они слишком заняты тем, чтобы скрывать свою суть. |
| 619 |
Каждый из нас лентяй — или надеется стать им. |
| 620 |
Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг. |
| 621 |
Вместо того чтобы убивать своего соседа, пусть даже глубоко ненавистного, следует, с помощью пропаганды, перенести ненависть к нему на ненависть к какой-нибудь соседней державе — и тогда ваши преступные побуждения, как по волшебству, превратятся в героизм патриота. |
| 622 |
Мы охотно сознаемся в маленьких недостатках, желая этим сказать, что более важных у нас нет. |
| 623 |
Стремление быть всегда правым — признак вульгарности. |
| 624 |
Закон достойных – творить добро и не ссориться. |
Комментарии