1 |
Художественная литература - это искусство. Красота ее может быть неуловима, и мастерство ее чтения подвергнуть анализу гораздо сложнее, чем мастерство чтения научной литературы. |
2 |
Однако если вы не можете объяснить, почему вам понравилось произведение, то вы прочитали его плохо. |
3 |
Художественное произведение тоже может учить читателя, но не так, как научные книги. Оно обогащает нас переживаниями, включая их в наш опыт. Художественная литература призвана не научить, а доставить наслаждение. |
4 |
Художественная литература создает настроение, заставляя читателя переживать эмоции. Она иначе, чем научная, воздействует на интеллект и воображение. |
5 |
Опыт, о котором сообщает художественное произведение, - опыт особого рода, он уникален и переживается только при чтении. |
6 |
В языке художественной литературы акцент делается не на точности, а на музыкальности, метафоричности, силе впечатления. |
7 |
Подтекст и скрытые смыслы придают образам глубину и многозначность. Понимание стиха нельзя показать, передав содержание своими словами, это убьет поэзию. |
8 |
Поэтому правила чтения художественной литературы принципиально отличаются от правил чтения научной. |
9 |
Читая роман или поэму, не пытайтесь найти основную мысль. Каждое произведение - это целый мир, созданный художником. Не ищите термины, аргументы и пр. |
10 |
Смысл стихотворения несводим к смыслу составляющих его слов, поэзия не подчиняется правилам логики и даже грамматики. В прозе также важны не аргументы, а образы. |
11 |
Не проверяйте сюжет средствами логики, не ищите последовательности или правдоподобия - в художественном мире действуют свои законы. |
12 |
Не подходите к произведениям разных жанров с одной меркой. Они очень отличаются, и читать их следует по-разному. |
13 |
С другой стороны, возможно приспособить правила чтения научной литературы к чтению художественной, но трансформировав эти правила соответственно новой цели. |
14 |
Структурирующее чтение: определите жанр, воспринимайте произведение целостно, так чтобы могли кратко пересказать сюжет. |
15 |
(Структурирующее чтение: продолжение.) Проследите отдельные сюжетные линии, их взаимодействие, а также структуру сюжета - завязку, осложнения, конфликты, отметьте, как они ведут к кульминации и далее к развязке. |
16 |
Интерпретирующее чтение: единицами анализа выступают не слова и предложения, а образы (персонажи, события, поступки, языковые образы). Постарайтесь лучше понять героев, переживите события вместе с ними. |
17 |
(Интерпретирующее чтение: продолжение 1.) Образы объединяются общим фоном, локусом. Это и есть художественный мир, созданный автором. Чтобы он стал для вас живым, попробуйте почувствовать себя частью этого мира. |
18 |
(Интерпретирующее чтение: продолжение 2.) Включите себя в сюжет, проживите жизнь персонажей, пройдите с ними их приключения или испытания. |
19 |
Оценочное чтение: ценность художественного произведения в его эстетических качествах, в красоте. Ваши предпочтения будут зависеть от личных вкусов. Но... |
20 |
(Оценочное чтение: продолжение 2.) ...но активный и подготовленный читатель сможет оценить произведение объективно, объяснив, что и почему ему понравилось или не понравилось. |
21 |
(Оценочное чтение: продолжение 3.) Приступайте к критике, только дочитав до конца, прожив произведение и обратив его в свой эмоциональный опыт. |
22 |
(Оценочное чтение: продолжение 4.) Оценка должна содержать ответы на следующие вопросы. Отличается ли произведение целостностью? Какова его архитектоника? |
23 |
(Оценочное чтение: продолжение 5.) Насколько сложна структура частей и элементов? Обладает ли оно художественной реалистичностью? |
24 |
(Оценочное чтение: продолжение 6.) Насколько книга будит ум и воображение, насколько яркие эмоции вызывает? Создается ли в книге особый художественный мир и насколько он отражает полноту жизни? |
25 |
Подведем итоги, сформулировав правила чтения любого текста. Читая материал, нужно быть готовым ответить на следующие вопросы. |
26 |
Вопрос 1. О чем текст, что сообщается? (Все шаги структурного чтения). |
27 |
Вопрос 2. Как сообщается, как используется язык? (Все шаги интерпретирующего чтения). |
28 |
Вопрос 3. Насколько вы согласны с сообщаемым, почему? (Критическое чтение). |
29 |
Вопрос 4. Должны ли вы предпринять что-то в связи с сообщаемым, если информация правдива? Какие действия от вас требуются? |
30 |
Резюме. Давать ответы на эти вопросы - значит читать активно и осознанно. Это обязанности читателя. |
Комментарии