Разрушение ада и восстановление его |
1 | Лев Николаевич Толстой Разрушение ада и восстановление его Легенда I Это было в то время, когда Христос открывал людям свое учение. Учение это было так ясно и следование ему было так легко и так очевидно избавляло людей от зла, что нельзя было не принять его, и ничто не могло удержать его распространения по всему свету. И Вельзевул, отец и повелитель всех дьяволов, был встревожен. Он ясно видел, что власть его над людьми кончится навсегда, если только Христос не отречется от своей проповеди. |
2 | Он был встревожен, но не унывал и подстрекал покорных ему фарисеев и книжников как можно сильнее оскорблять и мучать Христа, а ученикам Христа советовал бежать и оставить его одного. Он надеялся, что приговор к позорной казни, поругания, оставление его всеми учениками и, наконец, самые страдания и казнь сделают то, что Христос в последнюю минуту отречется от своего учения. А отречение уничтожит всю силу учения. |
3 | Дело решалось на кресте. И когда Христос возгласил: «Боже мой, боже мой, для чего ты меня оставил», – Вельзевул возликовал. Он схватил приготовленные для Христа оковы и, надев их себе на ноги, прилаживал так, чтобы они не могли быть расторгнуты, когда будут надеты на Христа. Но вдруг послышались с креста слова: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают», и вслед за тем Христос возгласил: «Свершилось!» — и испустил дух. |
4 | Вельзевул понял, что все для него пропало. Он хотел снять с своих ног оковы и бежать, но не мог двинуться с места. Оковы скипелись на нем и держали его ноги. Он хотел подняться на крыльях, но не мог расправить их. И Вельзевул видел, как Христос в светлом сиянии остановился во вратах ада, видел, как грешники от Адама и до Иуды вышли из ада, видел, как разбежались все дьяволы, видел, как самые стены ада беззвучно распались на все четыре стороны. |
5 | Он не мог более переносить этого и, пронзительно завизжав, провалился сквозь треснувший пол ада в преисподнюю. II Прошло 100 лет, 200, 300 лет. Вельзевул не считал времени. Он лежал неподвижно в черном мраке и мертвой тишине и старался не думать о том, что было, и все-таки думал и бессильно ненавидел виновника своей погибели. Но вдруг, – он не помнил и не знал, сколько сот лет прошло с тех пор, – он услыхал над собой звуки, похожие на топот ног, стоны, крики, скрежет зубовный. |
6 | Вельзевул приподнял голову и стал прислушиваться. То, чтобы ад мог восстановиться после победы Христа, Вельзевул не мог верить, а между тем топот, стоны, крики и скрежет зубов становились все яснее и яснее. Вельзевул поднял туловище, подобрал под себя мохнатые, с отросшими копытами ноги (оковы, к удивлению его, сами соскочили с них) и, затрепав свободно раскрывшимися крыльями, засвистал тем призывным свистом, которым он в прежние времена призывал к себе своих слуг и помощников. |
7 | Не успел он перевести дыхание, как над головой его разверзлось отверстие, блеснул красный огонь и толпа дьяволов, давя друг друга, высыпалась из отверстия в преисподнюю и, как вороны вокруг падали, расселись кругом Вельзевула. Дьяволы были большие и маленькие, и толстые и худые, и с длинными и короткими хвостами, и с острыми, прямыми и кривыми рогами. Один из дьяволов, в накинутой на плечи пелеринке, весь голый и глянцевито-черный, с круглым безбородым, безусым лицом и огромным отвисшим животом, сидел на корточках перед самым лицом Вельзевула и, то закатывая, то опять выкатывая свои огненные глаза, не переставая улыбался, равномерно из стороны в сторону помахивая длинным, тонким хвостом. |
8 | III – Что значит этот шум? – сказал Вельзевул, указывая наверх. – Что там? – Все то же, что было всегда, – отвечал глянцевитый дьявол в пелеринке. – Да разве есть грешники? – спросил Вельзевул. – Много, – отвечал глянцевитый. – А как же учение того, кого я не хочу называть? – спросил Вельзевул. Дьявол в пелеринке оскалился так, что открылись его острые зубы, и между всеми дьяволами послышался сдержанный хохот. |
9 | – Учение это не мешает нам. Они не верят в него, – сказал дьявол в пелеринке. – Да ведь учение это явно спасает их от нас, и он засвидетельствовал его своею смертью, – сказал Вельзевул. – Я переделал его, – сказал дьявол в пелеринке, быстро трепля хвостом по полу. – Как переделал? – Так переделал, что люди верят не в его ученье, а в мое, которое они называют его именем. – Как ты сделал это? – спросил Вельзевул. |
10 | – Сделалось это само собой. Я только помогал. – Расскажи коротко, – сказал Вельзевул. Дьявол в пелеринке, опустив голову, помолчал, как бы соображая, не торопясь, а потом начал рассказывать: – Когда случилось то страшное дело, что ад был разрушен и отец и повелитель наш удалился от нас, – сказал он, – я пошел в те места, где проповедовалось то самое учение, которое чуть было не погубило нас. Мне хотелось увидать, как живут люди, исполняющие его. |
… |
Комментарии
Кстати, кто может подсказать: как зовут женщину, которая убила мужа и наследника, а ей еще потом давали грабить себя?
По началу как-то необычно и странно для себя, но к 35 отрывку все описывается более "обывательским" и понятным языком, становится понятна вся затея книги и следовательно сюжета.
А еще понравилась в целом легкость книги, несколько отрывков получилось за 400 выйти, да и ошибок нет, вроде как. Советую к чтению!
Книга довольно примитивная и лицемерная. Причем Толстой сам же себя в ней обличает, говоря, что порочные люди не могут исправить порочных! Гы!)) А в целом - тупо отрицая церковь, законы, науку и общество, этот Толстой отрицает Бога, как сущность! Гы!)) Не даром его отлучили от церкви! Гы!)) И, тогда, насколько я помню историю, осадки в виде кирпичей и бархерт были именно у Толстого! Гы!))