Б. Пастернак. Доктор Живаго |
1 | Б. Л. Пастернак ДОКТОР ЖИВАГО В настоящем издании сохраняются основные особенности авторской орфографии и пунктуации. К ЧИТАТЕЛЮ Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Борис Пастернак За тридцать лет широкой известности роман «Доктор Живаго» стал источником самой разнообразной критической литературы на всех языках мира. В связи с его публикацией в «Новом мире» (№1–4, 1988) эта литература начинает быстро пополняться отечественной критикой. |
2 | Поразительно разнообразие трактовок этого произведения, написанного с намеренной стилистической простотой. Недаром один из читателей написал в «Огонек», что затратил много усилий, пытаясь даже читать между строк, и при этом не обнаружил ничего, способного послужить причиной многолетнего запрета, наложенного у нас на «Доктора Живаго». Тут возразить нечего. Автор романа меньше всего думал о публицистике и политическом споре. |
3 | Он ставил себе совсем иные — художественные — задачи. В этом причина того, что, став вначале предметом политического скандала и небывалой сенсационной известности, книга постепенно превратилась в объект спокойного чтения, любви, признания и изучения. Художник, по определению Райнера Марии Рильке, одного из самых духовно близких Пастернаку европейских писателей XX века, это человек, который пишет с натуры. |
4 | Его цель — неискаженно передать, как он сам воспринимает события внешнего мира. Пластически воплотить, преобразить эти события в явления мира духовного, мира человеческого восприятия. Дать этим событиям новую, в случае успеха длительную жизнь в памяти людей и образе их существования. В молодости Пастернак писал: «Недавно думали, что сцены в книге инсценировки. Это заблуждение. Зачем они ей? Забыли, что единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас. Неумение найти и сказать правду — недостаток, которого никаким умением говорить не правду не покрыть. Книга — живое существо. |
5 | Она в памяти и в полном рассудке: картины и сцены — это то, что она вынесла из прошлого, запомнила и не согласна забыть». И далее: «Живой действительный мир — это единственный, однажды удавшийся и все еще без конца удачный замысел воображения... Он служит поэту примером в большей еще степени, нежели натурой и моделью». Выразить атмосферу бытия, жизнь в слове — одна из самых древних, насущных задач человеческого сознания. |
6 | Тысячелетиями повторяется, что не хлебом единым жив человек, но и всяким словом Божьим. Речь идет о живом слове, выражающем и несущем жизнь. В русской литературе это положение приобрело новый животрепещущий интерес, главным образом благодаря художественному гению Льва Толстого. В дополнение к этому Достоевский многократно утверждал, что если миру суждено спастись, то его спасет красота. Словами одного из героев «Доктора Живаго» Пастернак приводит это положение к форме общественно-исторической закономерности: «Я думаю, — говорит в романе Н. Н. Веденяпин, — что, если бы дремлющего в человеке зверя можно было остановить угрозою, все равно, каталажки или загробного воздаяния, высшею эмблемою человечества был бы цирковой укротитель с хлыстом, а не жертвующий собой проповедник. |
7 | Но в том-то и дело, что человека столетиями поднимала над животным и уносила ввысь не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины, притягательность её примера. До сих пор считалось, что самое важное в Евангелии нравственные изречения и правила, заключенные в заповедях, а для меня самое главное то, что Христос говорит притчами из быта, поясняя истину светом повседневности. В основе этого лежит мысль, что жизнь символична, потому что она значительна». |
8 | В этом утверждении, читаемом без затруднения и простом по стилю, много существенных, далеко не сразу понятных наблюдений. В частности, из него следует, что красота, без которой мертво даже самое высокое нравственное утверждение, это свет повседневности, то есть именно та правда жизни, которую ищет и стремится выразить художник, лирик по преимуществу. Бессмертное общение между смертными и есть Духовная жизнь, историческое сознание людей. |
9 | А символичность жизни, иными словами, возможность записать, выразить её знаком, символом, объясняется тем, что жизнь — значительное, содержательное, осмысленное явление. «Доктор Живаго» стал итогом многолетней работы Бориса Пастернака, исполнением пожизненно лелеемой мечты. С 1918 года он неоднократно начинал писать большую прозу о судьбах своего поколения и был по разным причинам вынужден оставлять эту работу неоконченной. |
10 | За это время во всем мире, и в России особенно, все неузнаваемо изменилось. В ответ менялись замысел, герои и их судьбы, стиль автора и сам язык, на котором он считал возможным говорить с современниками. Совершенствуясь от опыта к опыту, текст следовал душевному состоянию своего творца, его ощущению времени. На страницах писем и рукописей, исписанных четким, одухотворенно летящим почерком Пастернака, постоянно упоминается работа над прозой. |
… |
Комментарии
http://hrono.ru/dokum/195_dok/19560831paster.php
Я думаю, после таких выводов в отношении человеческого настроения, да что там говорить - только лишь намёков на антисоветские помыслы, субъекту, кем бы он ни был, светил бы только и только один путь - в могилу.
Если бы Пастернак не переправил свой роман за границу, мы бы знали о нём намного меньше, всвязи с его недолгим существованием на этой земле после появления рукописи в советских издательствах.
Последние приблизительно шестьдесят отрывков стихов перепечатывал лишь бы закончить книгу, не вникая в них. Роман сам по себе является, по-моему, одним большим стихом.
Че-то как-то очень чувствуется оглушенность автора советской действительностью. Но надо отдать ему должное за смелость в сравнении быта дореволюционного и постреволюционного, хоть и вскользь (вообще, по правде говоря, слабо описаны эти изменения ,особо изменения в людских характерах), при написании этого романа в период сталинского времени середины двадцатого века.
Роман мне был интересен в первую очередь описанием всего, что связано с нашими североуральскими краями. А именно: вроде как общепризнанно уже, что у города Юрятин был прообраз - это Пермь, но пропечатав половину, мы провели время в темпе нынешних сериалов в Москве и чуть-чуть на фронте времен первой мировой войны, особо-то не воюя.
Печатаем далее.