А другие опечатки неужели не замечали? Вы ведь вперед меня набираете. 169, 173, 174, 194, 224, 228 отрывки. В среднем на 10 отрывков 1 опечатка или неточность примерно!
там только одно не было учтено ,-, нет пробела, но с этим проще смириться, потому что набрана 6-я часть книги, перезаливать не вижу смысла, будем набирать как есть, ибо смысловых опечаток нет ни единой. Видимо эта вся книга была после запятой без пробела перед тире. Это пустяк. А вот двойные пробелы по моим прошлым книгам конечно более напрягают. Он встретился только один раз пока и это радует.
А вот двойные пробелы по моим прошлым книгам конечно более напрягают. Он встретился только один раз пока и это радует.
да он и встретился скорее всего потому, что я, видимо, случайно нажала что-то во время внесения правки с телефона... стараюсь сразу это делать, даже когда под рукой нет компьютера)
Смысловых ошибок пока что очень мало было прислано... буквально несколько. Вопрос со звездочками - спорный, поэтому я их оставляю как есть. Запятые и прочие спорные особенности пунктуации и орфографии - оставляю на совести корректора книги (ну только если явные исправляю). Римские цифры на арабские править не буду, потому что Алексий 2 будет звучать очень странно
После 157-го отрывка возникло желание посмотреть фильм о Псково-Печерском монастыре, дабы проникнуться атмосферой Отыскать не составило труда: http://www.youtube.com/watch?v=IensRZGG2ng
гудфен, лучше смотреть его после книги, чтобы те образы, что уже себе представляешь после прочтения потом как бы шли дополнением по фильму. Кстати, прекрасный документальный фильм, профессионально снят. Даже камера 1987 года очень четко подчеркивает те моменты, которые и хотел показать автор, да и скромно умолчал о пророчестве в свой собственный адрес со стороны отца Серафима. Рекомендую всем, кто читает, посмотреть фильм после прочтения книги.
Внимание! Срочный розыск! Пропали заголовки! Выкладываю сюда оглавление и убедительно прошу всех - как только увидите, что глава закончилась, присылайте мне номер отрывка!
скрытый текст…
Предисловие Начало В Печорах Десять дней. Первые послушания В Москве Отец Иоанн Архимандрит Серафим Вредный отец Нафанаил Схиигумен Мелхиседек Отец Антипа Пещеры Послушничество О том, как мы уходили в монастырь Про наших ровесников Отец Гавриил Великий Наместник Августин Что происходило в духовном мире в эти минуты? Богословы Проповедь в воскресенье 23-е по Пятидесятнице Про молитву и лисичку Про Ангела Хранителя Об одной святой обители О самой прекрасной службе в моей жизни Матушка Фрося Подлинный рассказ матушки Фроси Как-то в гостях у матушки Свеча В праздник Крещения вода во всем мире становится святой Отец Аввакум и псковский уполномоченный Черный пудель Об одной христианской кончине Теща маршала Жукова Архимандрит Клавдиан Смерть «стукача» Вот такие истории происходят сегодня в Москве Любовь Тимофеевна Чередова Дочь митрополита Как Булат стал Иваном Предсказание отца Николая о монашестве Глава, которую читателям, не знакомым с догматическим богословием, можно пропустить Отчитки Слово на литургии на монашеском постриге в Сретенском монастыре Повесть о епископе, впадшем в блуд Мощи святителя Тихона О нарушении церковного Устава, или О том, как мы с князем Зурабом Чавчавадзе нарушали Великий пост О том, что нельзя совмещать служение Слову и заработок Еще об одном нарушении Устава, или О том, как отец Рафаил оказался Ангелом Про кота Андрей Битов Преосвященнейший послушник О глупых горожанах Литургия служится один раз на одном престоле О том, как мы покупали комбайны Василий и Василий Васильевич Жизнь, удивительные приключения и смерть иеромонаха Рафаила — возопившего камня Приходской дом в Лосицах и его обитатели Случай на дороге О смирении Как отец Рафаил пил чай Несвятые святые
Как лучше оформлять заголовки в рассказах (да и вообще заголовки/подзаголовки в книгах)?
Для меня лично психологически удобнее Капслоком (в момент перехода на новый отрывок успеваю свыкнуться с мыслью, что сейчас все закончится. Да и тыкать его несложно: один раз включил и один - выключил. Но это - мое мнение, а какое ваше?
Да тут и выбора-то нет в общем... Ни отдельной строкой, ни жирным шрифтом же не сделать, остается капслок. В нескольких книгах, которые я набирала ранее, так и было. Если оставить обычным шрифтом, то просто сольется с текстом. Мне вот нравится, когда есть хорошо различимые заголовки. Появляется какая-то ощутимая структура, каркас что ли... (ну, чисто психологически мне так проще). Еще можно, конечно, какими-нибудь знаками выделять (звездочками с двух сторон и т.п.), но по-моему, это как-то вычурно будет. Капс проще и нагляднее.
Я имела в виду с пробелом между строками. Как-то я была уверена, что это не делается. А теперь на своей книге перепроверила - точно можно! Ух! Только тогда надо два пробела подряд шлепать, из-за пустой строки.
А почему это отдельной строкой не сделать? Что этому мешает?
Ну вот, например, будет такой заголовок: Жизнь, удивительные приключения и смерть иеромонаха Рафаила — возопившего камня
И то ли это продолжение предыдущего рассказа, то ли заголовок... не поймешь же пока не напечатаешь еще хоть пару предложений. Вот даже то, что отсутствие заголовков обнаружилось только на шестисотом отрывке говорит о том, что народ даже не понял толком (судя по всему), что там какие-то главы есть Т.е. в процессе чтения еще скумекать где чье начало, а где чей конец сложнее, чем сообразить, что раз капс - значит новая глава
Да и непонятно, что с точками делать в случае, если обычным способом на отдельной строке просто оставить заголовок... Длинный заголовок...
У меня кстати были смутные подозрения, что что-то не так. Я нашла книгу, там и обнаружила, что заголовки в картинках. Но писать об этом не стала, чтоб не доставать лишний раз Может, оно так и задумано было! Кто ж знал-то...
Раз серьезных возражений не было - поставила капсы) Спасибо!
Kenichi очень помогает с правкой, так что с 600-ого отрывка все заголовки поступают ко мне в порядке общей очереди С 400 по 600 (я так понимаю) Моарчик будет следит за текстом
Основная просьба к тем, кто до 400 не добрался:
Пожалуйста, не обойдите вниманием - пришлите номера отрывков с пропавшими заголовками!
я возражаю против капсов они меня выбивают из колеи. я когда набираю "Политэкономию" с этими капсами, всю дорогу матюкаюсь. а чтобы понять, где новая глава, достаточно мозг включить. Тарьи сегодня жутко недобрые...
Главы выделяют капсами, да. У меня в книге как-то попалась первая буква заголовка в картинке, я ее заменяла на обычную. Капсы я тогда не ставила, так перед названием шел номер, глава ____, отдельная строка названия, было удобно. В принципе если нет номеров удобнее и отдельной строкой и капсом (и то и другое). Сразу знаешь, что речь идет о другом. Хотя я так зачиталась, что только на Матушке Фросе поняла, что есть название главы.
Сложно рецензировать не художественную книгу, еще и первой, поэтому просьба судить не строго.
скрытый текст…
Данная книга – это зарисовки из отдельных мирских моментов жизни монахов, в основном высшей иерархии, чья жизнь может служить примером служения Богу. В разных жизненных обстоятельствах они поступали как земные люди согласно своим характерам и темпераменту. Но всегда было то, что отличало их всех, ни одного из них не было «боязливого» или проще сказать трусоватого. Всегда в решительные моменты они поступали решительно, уповая на Волю Божию, но не плошали и сами. В первой части книги уделено внимания описанию Псково-Печерской лавры, как ее жителей со сложившимися устоями, так и зарисовкам внешнего вида монастыря. Очень необычные пещеры для захоронения монахов есть только в этой лавре. Этот секрет интересовал даже Бориса Ельцина, который на проверку был в большом сомнении, что тела не бальзамируются чем-то особенным, чей секрет не выдается на протяжении многих лет. Остался он так в непонятках до конца жизни. Лавра должна была устоять даже в тот период, когда все остальные монастыри кроме «выходной» для иностранных туристов Троице-Сергиевой лавры было все закрыты. Весьма интересный в этой связи образ тогдашнего наместника отца Алипия, который поступал с коммунистическими комиссиями их же методами, особенно фарсовый эпизод с Фурцевой позабавил. Когда речь идет о провокации или троллинге, всегда вспоминаю это место из книги, когда самая первая комиссия по проверке с целью закрытия лавры, спросила, «что делают прихожане монастыря на монастырских грядках, почему их Лавра эксплуатирует?», получила вполне четкий ответ от казначея нескольких впоследствии наместников: «советские граждане трудятся на своей земле». Ответ, как говорится, не прикопаешься. Вот очень много можно почерпнуть из книги в плане того, как не переживать очень сильно, когда не видишь выхода или неприятности свалились разом, очень многому надо учиться, чтобы сохранять присутствие духа, особенно неукрепленным в Вере людям. Отдельной строкой стоит образ отца Иоанна (Крестьянкина), которого я кажись в конце 80-х видела, не могу вспомнить в каком храме (в Москве (во время сессии) или в Архангельске (во время крупного праздника или при открытии нового Храма)), но даже из книги понятно, что он часто ездил даже в преклонных годах в командировки по благословению Патриарха, когда была необходимость в дополнительных силах священников по Великим Церковным Праздникам. Его проповеди отличаются такой простотой и искренностью, такой верой в окружающих людей, в их самые лучшие и благородные качества, что даже прошибает слезу. Люди к нему тянулись так, что иногда приходилось отгонять, чтобы батюшка не сильно уставал, потому что отказать в помощи или благословении он не мог никому вследствие своей душевной доброты. Несмотря на сложную судьбу, он остался таким же Большим Человеком и в земной жизни. Что касается старчества как движения, вот поняла одну важную вещь, о которой собственно не подозревала ранее. К ним люди с неразрешимыми ситуациями или не зная как поступить, едут не за мудрым советом, а за единственно правильным, то есть за прозорливым или пророческим ответом и соответствующим благословением (рекомендую посмотреть видео по ссылке гудфена, где почти все старцы запечатлены). Мудрый совет может дать кто-то из близких, но вероятность ошибки не исключается, никто не знает свою судьбу наперед, к Старцам обращались за единственно верным решением, чтобы не потерять кого-то из близких или не совершить смертельную ошибку. Далеко не каждый монах может обладать этим даром, даже всю жизнь стремящийся к оному. Во второй части много рассказано про российскую западную глубинку, еще оставались приходы, которые не были закрыты, потому что там было кому служить. То есть уже тогда в Лавре думали о будущих поколениях, отправляя молодых иеромонахов в дальние приходы. Земные перипетии отложили на их характеры много мирского, но даже там проявлялись лучшие человеческие качества, смелость была одним из них. Большая роль уделена в книге смирению, лучше всего ведет к этому благословление духовных отцов, которых выбирает себе каждый монах, да и каждый верующий человек. Еще очень четко проходит линия: в отсутствие случайностей, ничего просто так не приходит, ничего просто так не уходит, все происходящее подводило к раскрытию или к ответам на давно мучившие вопросы. Интересно было читать о человеке, о котором я кроме имени не имела представления – о Василии (Владимире Родзянко), Владыке Зарубежной Православной Церкви. Он всегда мечтал помочь России в ее сложностях и вообще ей послужить, его жизнь в России наполнена приключениями, которым он очень радовался, он так и сохранил эту детскую наивность по отношению к своей исторической Родине. Восхищает его образ, нарисованный в книге, особенно в период ПУТЧа. Чтобы не получилось, как пересказ книги, кроме «неправильных» с точки зрения Советского государства людей, отсидевших за веру бывших фронтовиков, бывших уголовников (фарцовщиков) православной литературы, бывших немецких баронов и т.д. был среди них и очень правильный пограничник с медалями и наградами во время советско-китайского конфликта, отличник, комсомолец Борис Огородников, впоследствии отец Рафаил – самый твердый, самый веселый и уверенный в себе человек, не теряющий ни бодрости духа, ни бодрости тела, который без осечек в православие привел всех заблудших, кто хоть разок попил с ним чаек в непринужденной неформальной обстановке, хотя правильно читать проповеди за весь свой 30-летний срок богослужений так и не научился. Он слегка не вписывается в привычные рамки, но от этого не становится менее любимым прихожанами, а скорее наоборот, эту честность, силу и простоту в нем ценили прихожане, а теперь и читатели. Такая неожиданная и трагическая смерть славного отца утяжеляет концовку книги. Каждый иеромонах из книги неповторим и его никто не может заменить для тех, кто знал и любил его.
Жанр этого произведения можно определить скорее не как художественный, а как документальный, исторический и, в некоторой степени, биографический. Этим оно и интересно, так как по большому счету представляет собой просто «сборник баек». Описание книги соответствует действительности: написано хорошо, с юмором, читать интересно. Еще хочется поделиться одним интересным наблюдением: автор книги, от лица которого ведется повествование, очень напоминает отечественного Форреста Гама. Точно также он встречался со многими довольно известными людьми, а также принимал участие или являлся свидетелем важных исторических событий.
В мире полно загадок и чудес. Событий, которые выходят за границы человеческого понимания и не находят объяснения с точки зрения законов науки, благополучно списываемых на волю судьбы, злой рок, хитрость. В этой книге автором показано, что все это объясняется чудным Промыслом Божиим. Все так просто, все так сложно. Автор изнутри, без купюр, знакомит с таким явлением, как «монашество», историей становления современного и сложными моментами на этом пути, его яркими сподвижниками. С улыбкой происходит погружение в великолепное путешествие миром добра и бесконечного терпения, который ранее казался непонятным, а порой даже и неинтересным; раскрывается его цель и великая миссия. Как бы ни было странно, но на пути и этого явления добра встречаются, а порой и становится всяческие проявления зла, начиная от обмана, воровства, правительства. Хотя и эти элементы являются своего рода испытаниями и в конечном итоге способствуют проявлению сверхчеловеческого добра, терпения и неземной мудрости. С головой зачитываешься в удивительные истории, поведанные автором. Порой создается такое ощущение, что их просто бесчисленное количество, каждая по-своему уникальна и поучительна, но на бумагу попали лишь самые яркие, достойные запечатлению на бумагу, распространения в массы и во времени. Местами визуализируешь себя в этих рассказах, и задумываешься, как бы ты поступил в той или иной критической ситуации, забавно. В любом случае выражаю благодарность тому, кто любезно предоставил для ознакомления эту книгу, с удовольствием рекомендую ее к прочтению! Каждый при желании может извлечь из нее урок, став немножко добрее, терпеливее, мудрее…
С точки зрения человека, далёкого от Церкви, скажу, что книга подойдёт в качестве ненавязчивого ознакомления с существованием священства в условиях тесного контроля со стороны властей. Интересен именно взгляд изнутри, который нам и предоставляет автор. Не могу назвать себя знатоком истории, поэтому по правдивости фактов сказать нечего, в таких случаях приходится верить на слово. Задуматься о "высоком" не заставила, тут сказывается моё личное скептическое отношение к вере в целом. Биографические рассказы с религиозно-историческим уклоном - так бы охарактеризовал. Читать легко, достаточно живо и местами с юмором изложено. В качестве пользы для себя, пожалуй, могу отметить только новые исторические имена, в основном связанные с церковью, о которых почитал отдельно после завершения книги, ну и вспомнил Псково-Печерский монастырь, тихое и умиротворённое местечко, где довелось побывать как-то на экскурсии.
Книга представляет собой сборник баек и профессиональных анекдотов такой организации как Русская православная Церковь. Рассказы в книге никак не систематизированы, не объединены ни единым сюжетом, ни даже хронологией. Иногда, читая, путаешься, какие из описываемых событий происходили раньше, а какие позже. Впрочем, автора это нисколько не смущает, поскольку последний, судя по книге, считает себя великим «гуру» данной организации и полагает, что все, что бы он ни написал, будет воспринято читателем на "ура"! И это неудивительно. В кулуарах, автор сравнивает себя не иначе как с кардиналом Ришелье, по слухам является одной из самых влиятельных фигур в Церкви, духовником ВВП и первым претендентом на папский престол патриаршество после Кирилла. Гы!)) Чиновники от Церкви показаны в книге обычными людьми, со всеми их грехами и пороками. Тот, кто читал библию (хотя бы Евангелия), сразу увидит, что живут они не по вере, да и вообще, им на эту веру плевать по большому счету. Живут они по Церковному уставу. Это для них превыше всего. А поскольку все их грехи – во славу Господа, то им, в отличие от простых мирян, все прощается! Гы!)) В книге не затрагиваются основы веры, практически не описываются церковные обряды и их сущность, зато ярко показан простой, человеческий быт священников и монахов. Из повествования выходит, что ведут они (священники и монахи) довольно праздный образ жизни – пьют чай, коньяк, едят, ездят друг к другу в гости и за запчастями! Гы!)) Старцы в книге показаны какими-то примитивными кликушами. По крайней мере, в чем заключается их высокодуховность, совершенно непонятно.
Имхо - книга довольно полезная, поскольку дает ясное представление о служителях веры, которой придерживается большинство людей в нашей стране, а значит, может предостеречь верующих, прежде всего, от слепой веры недобросовестному «чиновнику» от Церкви в ущерб истинной вере в Господа. Однако, должен заметить, что лучше бессмертного произведения «нашего все» А.С. Пушкина (так уважаемого автором этого бестселлера) - «Сказки о попе и работнике его Балде», на эту тему лучше никто ничего так и не написал! Гы!))
Ну, раз уж по меткому замечанию некоторых комментаторов, книга «Несвятые святые» является собранием баек, то позволю себе с байки свой пространный комментарий и начать.
скрытый текст…
Однажды глухой (и, соответственно, немой) от рождения житель глубинки впервые в жизни увидел рояль, только что привезённый в нововозведённый деревенский клуб. Сей предмет его очень заинтересовал. Подойдя к нему, открыв крышку и увидев ряд белых и чёрных клавиш, он подумал «Ух ты! Прикольно!» и попробовал их понажимать… Никакого результата. Озадаченный житель глубинки заглянул под рояль и, одновременно, ещё раз побарабанил по клавишам. Снизу тоже не происходило ничего интересного. «Странно…» — подумал наш герой. Затем он решил более внимательно осмотреть странный предмет. Взглянув вниз, он увидел педали. Однако нажатие на педали и даже одновременное нажатие на педали и клавиши никакого видимого эффекта не произвело. Помучавшись с часок со странным предметом, житель глубинки вынес свой вердикт: «Какая-то дурацкая громадная дура, годная только на то, чтобы на неё ставить вазочки с цветами или книги стопками складывать. Какой дебил, интересно, придумал делать украшения из чёрных и белых пластин под крышкой, если никто их там не видит. Да ещё делать не просто пластины, а нажимающиеся пластины. Какое нерациональное расходование сил и материалов!» С гордо поднятой головой житель глубинки вышел из клуба. Но это ещё не конец истории. Проходя мимо на следующий день, наш герой заметил, что в клубе что-то происходит. Зайдя внутрь, он увидел странную картину: какой-то худосочный мужик с растрёпанными и длинными волосами лихорадочно стучал пальцами по клавишам этой странной штуковины. «Сумасшедший!» — испуганно подумал житель глубинки. Но когда он посмотрел на зал, в котором собрались почти все жители их захолустной деревеньки, он остолбенел. Они сидели и плакали! Кто-то утирал красный нос кулачком, кто-то сморкался в платок, а кто-то просто сосредоточенно смотрел на сумасшедшего мужика с очень странным выражением влажных глаз. Как только патлатый закончил стукотить по клавишам, все сорвались с места и стали хлопать в ладоши, а потом полезли к нему с букетами цветов, всячески пытаясь выразить ему своё восхищение. «С ума они все посходили что ли?! Тоже мне дело — по клавишам барабанить! Это же всякий дурак сумеет! Чего они так восхищаются?» Так и осталось это событие для нашего героя неразрешимой загадкой… (Конец байки) Глухой, читая книгу о прекрасной музыке Чайковского, никогда не сможет понять, о чём идёт речь. Слепой, слушая рассказы об удивительных полотнах великих живописцев, будет равнодушно позёвывать. Человек, не встретивший в своей жизни Христа и не почувствовавший Его безмерной любви лично к нему и к каждому из нас, никогда не увидит смысла ни в Евангелии, ни в Житиях святых (которые, кстати, тоже можно легко назвать байками) ни в книге «Несвятые святые», в которой рассказывается об удивительных, прекрасных людях, о поразительном и чудесном промысле Божием. Рассказывается честно, талантливо и с любовью. И если кто-то недоверчиво будет покачивать головой, говоря «Все в этой книге слишком невероятно. Эти все совпадения, чудеса и прочее… Все это выдумки. Такого не бывает в жизни», я могу ответить на основании личного опыта: «Бывает! Бывает ещё как! Только для этого нужна живая вера и общение с Богом». Да, люди здесь показаны со всеми их страстями и недостатками. Это честно, и это подкупает. Для кого-то это послужит (и уже послужило) поводом к осуждению героев книги. И снова очередной вердикт — лентяи, бездельники и тунеядцы. При этом не учитывается, сколько тысяч людей «бездельник» и «тунеядец» отец Рафаил (один из самых замечательных героев этой книги) за ручку привёл к Богу. Это ведь не зафиксировано ни в каких отчётах… Вот в Библии там действительно все святые! Там чаи никто не гоняет! Там чистота веры! Не то что здесь в этой современной писанине отца Тихона! При этом забывается отречение апостола Петра от своего Учителя, забывается то, что все ученики, кроме Иоанна Богослова, разбежались в разные стороны, когда Христа взяли под стражу. Где же чистота веры, спрашивается? Все верующие люди имеют свои страсти, свои болезни, свои слабости. Поэтому они «несвятые». Но главное заключается в том, что они откликнулись на любовь Христа к ним и, несмотря на все эти свои слабости, всем сердцем к Нему стремятся. Поэтому они «святые».
Дочитала я книгу и сделала вывод, что все-таки нужно делать заметки по ходу прочтения, потому что какие-то впечатления потерялись-забылись. И все же, отзыв:
скрытый текст…
Свое мнение о книге "Несвятые святые" я могу выразить кратко: "А мне – понравилось!" Для меня невозможно в принципе разложить по полочкам, "запчастям" то, что я люблю или наоборот, терпеть не могу (за исключением шоколада с изюмом - вот тут я точно знаю, в чем причина :) ). А фильмы, книги - это цельные, неразделимые (для меня, повторюсь) вещи, где имеет значение и сюжет, и композиция, и слог автора, да и вообще порой какая-нибудь мелочь, которую и определить-то невозможно, на уровне ощущений. Повествование в книге ведется от лица реального человека, нашего современника, прошедшего путь от обычного советского парня до священнослужителя не самого среднего чина, к тому же монаха. И все события и личности подаются с его точки зрения, окрашенные его личным отношением. Отец Тихон либо сам был участником происходящего, либо слышал истории из первых уст. Пару-тройку раз у меня возникало ощущение не то чтобы неправдоподобности описанного, но некоторого скептицизма (как, например, беседы с потусторонним миром на спиритическом сеансе, или явление изгнанного беса священнику в его же собственном доме, или опять же парящий над землей монах, которого бесы хотели уничтожить). Однако это в целом нисколько не отталкивает, просто добавляет повествованию живости и колорита. Так кто же эти несвятые святые? Разъяснение дается только в самом конце книги. Оказывается, это "верные и стремящиеся к Богу христиане", не важно, священнослужители это или миряне. Это люди, пришедшие к вере. Люди со своими слабостями и недостатками, со своими проблемами и стремлениями, страстями и грехами... И тем людям, кто описан в книге, монахам, священникам, ничто человеческое не чуждо. Как и обычные люди, они также испытывают страх (эпизод, где Рафаил и Тихон застряли в 30-градусный мороз на ночной глухой дороге), любопытство (один инок постоянно запирал свою комнату, и Тихону было просто нестерпимо интересно, что же он там скрывает), осуждение (то Августин не так молится, то Рафаил не умеет читать проповеди), нарушение правил и канонов (безудержное веселье вместо молитв, порой обман руководителей, утаивание довольно важной информации), сомнения (в рассказах об угоне машины у одного из прихожан или о том же злополучном случае зимой на дороге)... И несмотря на трагизм ситуации, невозможно удержаться от улыбки, читая молитву: "Господи, помоги нам! Сделай что-нибудь! А то мы здесь замерзнем и погибнем!" Ну ведь это "что-нибудь" - оно такое свое, из детства, когда сильно-сильно веришь в чудеса, ждешь, и они происходят. Или когда уронишь мамину любимую вазу, или притащишь домой грязного и голодного котенка, и искренне до последнего веришь, что все еще обойдется, что "что-нибудь" вдруг произойдет, и мама не рассердится, и папа не будет кричать, что в следующий раз котенок пойдет на лестничную площадку вместе с тобой... Так же, как в самые горькие тяжелые минуты зовешь маму, как она дует на сбитые коленки или целует в макушку, и становится легче. Сколько бы лет вам ни было. Это ожидание невозможного, взывание о помощи в пустоту, в никуда, а на самом деле к Нему... Эта книга не открыла мне какие-то новые истины, не перевернула мои взгляды на мир или служителей церкви, но она оставила приятные впечатления. Проходит время неверия, отрицания всего и вся. Мы его пережили. Людям нужна вера. Порой это единственное, что у человека остается. И на мой взгляд, реализм реализмом, но чуточка чуда не повредит. Ведь даже в самые страшные исторические периоды человек мог найти тот стержень, который не давал сломиться и погибнуть. Для кого-то это была семья, для кого-то долг, для кого-то Бог. И не надо говорить, что Бог - это сказки! Чем плохи сказки, которые воспитывают добро, отзывчивость, терпимость. "Несвятые святые" описывают много совершенно разных по характеру, занятиям, силе духа людей. Ни церковь, ни Бог не отняли у них индивидуальности, не лишили возможности самовыражения. Даже явные проступки находят тут если не прощение, то простое человеческое понимание. Что мне понравилось еще, так это ненавязчивый стиль изложения, без догм, проповедей и категоричных утверждений. Автор выражает свою позицию, но не навязывает ее и тем более не читает нотаций. Еще где-то в начале он сам говорит, что от священника, который чего-то требует, настаивает, нужное держаться подальше. Единственное, что он может себе позволить - это совет. Нельзя лишать человека свободы выбора. Навязывание чужих воли и мнения, даже во благо - это уже не добро. Да и притча про молитву и лисичку показательна. Очень симпатичны матушка Фрося, епископ Василий. Описание их жизненного пути, несмотря на легкий слог и порой юмористические нотки, читала вся в слезах. Да и вообще по ходу повествования вспоминалось много своего, за гранью понимания, несколько ситуаций, когда сама могла если не убиться, то очень сильно пострадать. Случайности?.. И в завершение хотелось бы сказать вот что. Конечно, у каждого своя правда. Я не могу назвать себя глубоко верующим человеком. Да, многое я не понимаю в церковных службах, идеях, что-то в голове не укладывается вовсе (самый яркий пример: Бог создал людей по своему образу и подобию, называет их своими детьми, так почему же в молитвах люди постоянно «недостойные рабы»?!). Но как можно жить, не веря вообще ни во что? Вот этого я точно никогда не пойму. И еще хотелось бы верить, что в жизни есть какой-то высший смысл, что существуют истина и справедливость, и что все окружающее – это не просто хрупкая и случайная фантазия Вселенной.
Эх, хотел увильнуть, но поскольку очков только за набор книги без отзыва не полагается, оставлю-ка я тоже свой небольшой отзыв. Несколько моментов, о которых хотелось бы сказать:
скрытый текст…
Прежде всего, книга ненавязчивая. Об этом уже говорили многие выше, да и не секрет, что жанр, который представляет книга, изобилует попытками в чем-то переубедить читателя, донести какую-то идею, сломить его (читателя) неправильные стереотипы, существовавшие до этого и т. д. Это очень часто и отпугивает – обычная человеческая реакция на попытку «научить и переделать». Поэтому само собой до принятия решения о прочтении книги были опасения на этот счет. Хорошо, что они рассеялись.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что раз книга ненавязчивая, значит, она просто-напросто простенькая (извините за тавтологию) и легкая для восприятия – вот и весь ее секрет. Это далеко не так. Во время чтения книги обнаружил, что она обладает такой удивительной функцией как «самонивелированием» – гибкостью и способностью подстраиваться не только под каждого читателя индивидуально, но и под разное настроение одного читателя. Дискуссия, развернувшаяся в отзывах к этой книге, только подтверждает это предположение. Собственно, по-другому и быть не может, так как все тут люди разные, и у всех свои представления и убеждения...
Гибкость книги – это не значит, что после прочтения все без исключения начнут восхвалять, какая она хорошая. Гибкость – это то, что каждый после прочтения получает то, что он хотел получить. И это, мне кажется, замечательно. Хотите узнать больше о Церкви и о Боге, поразмышлять над важными для себя вопросами – пожалуйста, вы это получаете. Хотите просто ознакомиться с книгой ради интереса, почитать налегке – то же самое, никаких тяжестей не будет. Имеете какие-то устоявшиеся представления и желаете их укоренить – не вопрос, укоренятся еще как, ведь они существуют только в вашей голове, а в каких-либо книгах.
В каждом конкретном случае вы получаете то, что хотите получить. Поэтому чтение напоминает путешествие с автором, и автор постоянно предлагает что-то на выбор: «соглашаться», «не соглашаться», «остановиться и подумать» – и после принятия нашего решения нас не осуждает. Какой окажется книга – интересной и познавательной или же скучной и малополезной – зависит только от читателя, точнее от его намерений и желаний.
Второе. Книга интересная. Лично для меня для меня книга оказалась ну очень интересной: и стиль изложения, и описания, и герои. Герои книги – это отдельная тема, и о них можно говорить долго. Не потому что их много, а потому что каждый персонаж – яркий и примечательный, так что даже выделить кого-то будет сложно. Монахи, старцы, да и просто обычные люди, о которых ведется рассказ, предстают перед читателем в самых разных ситуациях и с разнообразными характеристиками, но единая нить для всех – это естественность. Именно естественностью, а не приглаженностью автор «подкупает» читателя.
И это не специальный трюк автора (ведь неотесанное и грубоватое не так настораживает, как слишком белое и правильное), нет. Люди описываются такими, какими они есть на самом деле – со своими странностями, изъянами, поведением в самых различных ситуациях. Одни их могут поддерживать, другие осуждать и не понимать их поступков, но это живые люди, а не вымышленные герои. И обязанностью автора было показать читателю их таковыми, какими они есть, что он, собственно, и сделал.
Наверное, лучше читать книгу в «бумажном» варианте или же с просмотром иллюстраций к ней (их очень много, и это не может не радовать). Они не только дополняют и завершают сложившиеся образы героев, они еще и материализуют их и делают совсем реальными, а не «наполовину книжными».
Отдельная строка – юмор. Тонкий, и в то же время достаточно емкий, порой балансирующий где-то на грани, но главное, не искусственный и выдуманный специально: поэтому смеешься, потому что смешно.
Многим может показаться не совсем удачной структура книги – эти десятки разбросанных историй без какой-либо строгой хронологической увязки. Да, ориентироваться начинаешь только под конец книги, но именно в такой структуре и скрывается динамичность, непредсказуемость и ожидаемость новых рассказов и новых людей. Поэтому, даже дочитав книгу, создается впечатление, что у автора эти истории никогда не заканчиваются (ну, или по крайней мере еще десяток-два найдется точно), и хочется их читать еще и еще.
И последнее, о чем бы хотелось сказать – это доброта и глубина, которыми наполнена книга. Ну, по-другому, наверное, и быть не должно. Собственно, когда я даже садился за чтение не в очень хорошем настроении, всегда книга его изменяла, и тут дело не в простом отвлечении. Просто книга не о плохом не может сделать плохое – вот и все.
А еще я нашел много чего в ней полезного для себя. Не надо забывать, что книга прежде всего не просто сборник рассказов повествовательного характера, а она затрагивает серьезные вопросы, над которыми надо думать (это в случае соответствующего подхода). Я не говорю и не буду говорю о своем отношении к вопросам этой книги, так как считаю это сугубо личным делом, просто хотелось поблагодарить автора за этот труд и предоставленную возможность узнать для себя что-то новое и важное…
Хоть отзыв получился довольно-таки односторонним, все же настоятельно рекомендую прочитать эту книгу всем, кому не лень, как говорится. Не агитация. Вреда не будет, польза – да.
Трудно было удержаться и не прочитать уже оставленные тут отзывы :) Получилось. Отправляю свой краткий отзыв и пойду почитаю, что другие пишут.
скрытый текст…
Похоже, что хорошая книга. Но на данном этапе жизни она меня не зацепила. Представленные истории показались мне слишком будничными и скучными. Другие могут иначе это охарактеризовать: простые и жизненные. Возможно, эта книга из тех, которые надо перечитывать в разном возрасте и находить что-то новое для себя.
Так же в своей заниженной оценке виню авторский стиль. Думаю, лучше бы книгу писал упомянутый в ней бесноватый Илья Данилович. Уж так автор расхваливал его рассказческие способности. И еще мое сознание сопротивлялось непонятым, и потому не принимаемым мной, толкованиям событий.
Однако положительный опыт книга мне принесла. Есть в ней истории, затронувшие душу и заставляющие задуматься (например: встреча отцом Алипием пьяных военных, послушничество Владыки Василия). Поэтому, думаю, книгу при случае нужно прочитать, а потом и перечитать, лет через несколько.
специально не читал другие отзывы, думаю позже ознакомлюсь... вот собственно что я вкратце чиркнул:
скрытый текст…
Как всегда и как обычно сложно начать. В общем книга оставила довольно-таки положительное впечатление. Что в самом начале бросилось в глаза, так это то, что она изобилует фамилиями и именами людей, очень много православных словечек, такие как (епитрахиль, схима ,аналой, акафист, келарь, клирик, скит, экзорцизм, панагия, и мн.др.) Старых словечек ( охальница, зипун, осклабился, кадушка, колченогий и др.)
Очень хорошо отредактированы рассказы, порой даже очень, не хватает подробностей, мелочей. Очень ярко и много написано по-моему где-то о четверых личностях ( об Иоанне Крестьянкине, наместнике Гаврииле, отце Рафаиле, и собственно о самом авторе) хотя еще много о ком повествует данная книга( Августин, Нафанаил, Родзянко и др.)
Очень интересная книга с точки зрения описанных в ней событий, даже как-то порадовало меня что жизнь православных священников достаточно разнообразна и не скучна, наполнена событиями и совпадениями (взять вот например как Ярослава в Германии поймал).
Конечно есть откровенно показывающие глупость людскую рассказы ( про Кота) и сомнительные, хотя и смешные чудачества ( Василий и Василий Васильевич). Не совсем ясная притча ( про молитву и лисичку). Есть не сколько моментов которые я чиркнул еще в процессе набора, в основном положительные. Вот несколько из них:
Важно, духовник - наставник. Пастор, служитель. На самом деле это чуть ли самое главное, так как у человека всегда должен быть свой духовный отец. Иначе мы – сироты, не кому нас направить, утешить, вдохновить, поругать, благословить.( хотя конечно Христос есть глава церкви)
Теща маршала Жукова. Понравился момент когда они (отец Тихон и Мария Георгиевна) долго думали-думали о том как причастить да так толком ничего и не придумали, и отдали это вопрос на усмотрения Бога. (хотя сделали что было в их силах, облачились в белый подрясник)
Позитивный и правильный момент в том, что когда складываются ситуации в которых не знаешь что и как делать, как поступить, идешь к своему духовнику и просишь совета.(про «потерянную» Библию с иллюстрациями Доре ) Если твой духовник не может тебя принять, то к другому , к тому,кому доверяешь.
Жена умерла и священник запил, я про Владимира (Василия) Родзянко. Вообще что-попало.( хотя его отношение к послушанию (конечно если не противоречит Евангелию) действительно как описывает автор достойно уважения и восхищения. Есть чему поучиться у него в этом аспекте ( естественно не о послушании речь, а об отношении к людям)
Есть конечно и непонятные:
Странно что Бог близко к человеку сразу после крещения. В Библии в принципе об этом ничего не нашел, наоборот Бог всегда близок к человеку. Единственное что до покаяния между человеком и Богом стена из греха.
Ехал на литургию не почитав с утра молитву, и типа совершил чуть ли не самый страшный смертный грех, совсем не понятно. Согласен что надо готовиться, но ведь нужно быть и всегда готовым. Ведь не нужно же с бубном вокруг костра бегать , нужно просто позволить Богу действовать через тебя(вот видимо на это время и надо), ведь Бог всегда готов.
Отец Антипа исповедовался давно умершему старцу схиигумену Савве за всю свою жизнь и испросил его молитв на далекий путь. Вообще не ясно, исповедоваться умершему? Это вообще что? Откуда? И испросить молитв на далекий путь. Это видать только православная фишка такая.
Почему это одиночество представляется как высшая ценность? Ведь привыкнув к этому будет сложно опять жить среди людей. Да к тому же если жить отшельником, то какая польза обществу от такого человека? И как это Августина, такого вот афериста не мог разоблачить(распознать в нем уж ну никак не священника) ни один церковнослужитель,( Хотя наместник Гавриил сразу буркнул что это какой-то проходимец) - это про личные отношения с Богом.
Если спросить у меня читать ли эту книгу или нет? Я в принципе однозначно отвечу, раз возник такой вопрос, то конечно да! На мой взгляд для взрослого человека она ничего негативного не несет, хотя религии в ней выше крыше, и … может очень даже быть, что человек который ни разу в жизни своей не открывавший Евангелие, и хотевший узнать хоть какую-то истину, не найдет ее здесь, если что-то и найдет, то только через призму православия…
Только что, переключая каналы, услышала знакомое имя - отец Алипий. По каналу "Культура" показывали фильм про этого замечательного человека. Упомянули и еще несколько знакомых по книге людей. Было интересно вспомнить книгу и узнать что-то новое.
да он и встретился скорее всего потому, что я, видимо, случайно нажала что-то во время внесения правки с телефона... стараюсь сразу это делать, даже когда под рукой нет компьютера)
Смысловых ошибок пока что очень мало было прислано... буквально несколько. Вопрос со звездочками - спорный, поэтому я их оставляю как есть. Запятые и прочие спорные особенности пунктуации и орфографии - оставляю на совести корректора книги (ну только если явные исправляю).
Римские цифры на арабские править не буду, потому что Алексий 2 будет звучать очень странно
Отыскать не составило труда: http://www.youtube.com/watch?v=IensRZGG2ng
Выкладываю сюда оглавление и убедительно прошу всех - как только увидите, что глава закончилась, присылайте мне номер отрывка!
Так вот откуда эти звёздочки в тексте Кстати, по ним и можно ориентироваться!
Как лучше оформлять заголовки в рассказах (да и вообще заголовки/подзаголовки в книгах)?
Для меня лично психологически удобнее Капслоком (в момент перехода на новый отрывок успеваю свыкнуться с мыслью, что сейчас все закончится. Да и тыкать его несложно: один раз включил и один - выключил.
Но это - мое мнение, а какое ваше?
Еще можно, конечно, какими-нибудь знаками выделять (звездочками с двух сторон и т.п.), но по-моему, это как-то вычурно будет. Капс проще и нагляднее.
Ну вот, например, будет такой заголовок:
Жизнь, удивительные приключения и смерть иеромонаха Рафаила — возопившего камня
И то ли это продолжение предыдущего рассказа, то ли заголовок... не поймешь же пока не напечатаешь еще хоть пару предложений. Вот даже то, что отсутствие заголовков обнаружилось только на шестисотом отрывке говорит о том, что народ даже не понял толком (судя по всему), что там какие-то главы есть
Т.е. в процессе чтения еще скумекать где чье начало, а где чей конец сложнее, чем сообразить, что раз капс - значит новая глава
Да и непонятно, что с точками делать в случае, если обычным способом на отдельной строке просто оставить заголовок... Длинный заголовок...
Спасибо!
Kenichi очень помогает с правкой, так что с 600-ого отрывка все заголовки поступают ко мне в порядке общей очереди
С 400 по 600 (я так понимаю) Моарчик будет следит за текстом
Основная просьба к тем, кто до 400 не добрался:
Пожалуйста, не обойдите вниманием - пришлите номера отрывков с пропавшими заголовками!
Тарьи сегодня жутко недобрые...
Жу, я уже на 451, слежу в оба, если до 600 попадется потеряшка, то отпишусь.
Эх, хотел увильнуть, но поскольку очков только за набор книги без отзыва не полагается, оставлю-ка я тоже свой небольшой отзыв.Несколько моментов, о которых хотелось бы сказать:
вот собственно что я вкратце чиркнул:
Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться.