Только что, переключая каналы, услышала знакомое имя - отец Алипий. По каналу "Культура" показывали фильм про этого замечательного человека. Упомянули и еще несколько знакомых по книге людей. Было интересно вспомнить книгу и узнать что-то новое.
специально не читал другие отзывы, думаю позже ознакомлюсь... вот собственно что я вкратце чиркнул:
скрытый текст…
Как всегда и как обычно сложно начать. В общем книга оставила довольно-таки положительное впечатление. Что в самом начале бросилось в глаза, так это то, что она изобилует фамилиями и именами людей, очень много православных словечек, такие как (епитрахиль, схима ,аналой, акафист, келарь, клирик, скит, экзорцизм, панагия, и мн.др.) Старых словечек ( охальница, зипун, осклабился, кадушка, колченогий и др.)
Очень хорошо отредактированы рассказы, порой даже очень, не хватает подробностей, мелочей. Очень ярко и много написано по-моему где-то о четверых личностях ( об Иоанне Крестьянкине, наместнике Гаврииле, отце Рафаиле, и собственно о самом авторе) хотя еще много о ком повествует данная книга( Августин, Нафанаил, Родзянко и др.)
Очень интересная книга с точки зрения описанных в ней событий, даже как-то порадовало меня что жизнь православных священников достаточно разнообразна и не скучна, наполнена событиями и совпадениями (взять вот например как Ярослава в Германии поймал).
Конечно есть откровенно показывающие глупость людскую рассказы ( про Кота) и сомнительные, хотя и смешные чудачества ( Василий и Василий Васильевич). Не совсем ясная притча ( про молитву и лисичку). Есть не сколько моментов которые я чиркнул еще в процессе набора, в основном положительные. Вот несколько из них:
Важно, духовник - наставник. Пастор, служитель. На самом деле это чуть ли самое главное, так как у человека всегда должен быть свой духовный отец. Иначе мы – сироты, не кому нас направить, утешить, вдохновить, поругать, благословить.( хотя конечно Христос есть глава церкви)
Теща маршала Жукова. Понравился момент когда они (отец Тихон и Мария Георгиевна) долго думали-думали о том как причастить да так толком ничего и не придумали, и отдали это вопрос на усмотрения Бога. (хотя сделали что было в их силах, облачились в белый подрясник)
Позитивный и правильный момент в том, что когда складываются ситуации в которых не знаешь что и как делать, как поступить, идешь к своему духовнику и просишь совета.(про «потерянную» Библию с иллюстрациями Доре ) Если твой духовник не может тебя принять, то к другому , к тому,кому доверяешь.
Жена умерла и священник запил, я про Владимира (Василия) Родзянко. Вообще что-попало.( хотя его отношение к послушанию (конечно если не противоречит Евангелию) действительно как описывает автор достойно уважения и восхищения. Есть чему поучиться у него в этом аспекте ( естественно не о послушании речь, а об отношении к людям)
Есть конечно и непонятные:
Странно что Бог близко к человеку сразу после крещения. В Библии в принципе об этом ничего не нашел, наоборот Бог всегда близок к человеку. Единственное что до покаяния между человеком и Богом стена из греха.
Ехал на литургию не почитав с утра молитву, и типа совершил чуть ли не самый страшный смертный грех, совсем не понятно. Согласен что надо готовиться, но ведь нужно быть и всегда готовым. Ведь не нужно же с бубном вокруг костра бегать , нужно просто позволить Богу действовать через тебя(вот видимо на это время и надо), ведь Бог всегда готов.
Отец Антипа исповедовался давно умершему старцу схиигумену Савве за всю свою жизнь и испросил его молитв на далекий путь. Вообще не ясно, исповедоваться умершему? Это вообще что? Откуда? И испросить молитв на далекий путь. Это видать только православная фишка такая.
Почему это одиночество представляется как высшая ценность? Ведь привыкнув к этому будет сложно опять жить среди людей. Да к тому же если жить отшельником, то какая польза обществу от такого человека? И как это Августина, такого вот афериста не мог разоблачить(распознать в нем уж ну никак не священника) ни один церковнослужитель,( Хотя наместник Гавриил сразу буркнул что это какой-то проходимец) - это про личные отношения с Богом.
Если спросить у меня читать ли эту книгу или нет? Я в принципе однозначно отвечу, раз возник такой вопрос, то конечно да! На мой взгляд для взрослого человека она ничего негативного не несет, хотя религии в ней выше крыше, и … может очень даже быть, что человек который ни разу в жизни своей не открывавший Евангелие, и хотевший узнать хоть какую-то истину, не найдет ее здесь, если что-то и найдет, то только через призму православия…
Трудно было удержаться и не прочитать уже оставленные тут отзывы :) Получилось. Отправляю свой краткий отзыв и пойду почитаю, что другие пишут.
скрытый текст…
Похоже, что хорошая книга. Но на данном этапе жизни она меня не зацепила. Представленные истории показались мне слишком будничными и скучными. Другие могут иначе это охарактеризовать: простые и жизненные. Возможно, эта книга из тех, которые надо перечитывать в разном возрасте и находить что-то новое для себя.
Так же в своей заниженной оценке виню авторский стиль. Думаю, лучше бы книгу писал упомянутый в ней бесноватый Илья Данилович. Уж так автор расхваливал его рассказческие способности. И еще мое сознание сопротивлялось непонятым, и потому не принимаемым мной, толкованиям событий.
Однако положительный опыт книга мне принесла. Есть в ней истории, затронувшие душу и заставляющие задуматься (например: встреча отцом Алипием пьяных военных, послушничество Владыки Василия). Поэтому, думаю, книгу при случае нужно прочитать, а потом и перечитать, лет через несколько.
Эх, хотел увильнуть, но поскольку очков только за набор книги без отзыва не полагается, оставлю-ка я тоже свой небольшой отзыв. Несколько моментов, о которых хотелось бы сказать:
скрытый текст…
Прежде всего, книга ненавязчивая. Об этом уже говорили многие выше, да и не секрет, что жанр, который представляет книга, изобилует попытками в чем-то переубедить читателя, донести какую-то идею, сломить его (читателя) неправильные стереотипы, существовавшие до этого и т. д. Это очень часто и отпугивает – обычная человеческая реакция на попытку «научить и переделать». Поэтому само собой до принятия решения о прочтении книги были опасения на этот счет. Хорошо, что они рассеялись.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что раз книга ненавязчивая, значит, она просто-напросто простенькая (извините за тавтологию) и легкая для восприятия – вот и весь ее секрет. Это далеко не так. Во время чтения книги обнаружил, что она обладает такой удивительной функцией как «самонивелированием» – гибкостью и способностью подстраиваться не только под каждого читателя индивидуально, но и под разное настроение одного читателя. Дискуссия, развернувшаяся в отзывах к этой книге, только подтверждает это предположение. Собственно, по-другому и быть не может, так как все тут люди разные, и у всех свои представления и убеждения...
Гибкость книги – это не значит, что после прочтения все без исключения начнут восхвалять, какая она хорошая. Гибкость – это то, что каждый после прочтения получает то, что он хотел получить. И это, мне кажется, замечательно. Хотите узнать больше о Церкви и о Боге, поразмышлять над важными для себя вопросами – пожалуйста, вы это получаете. Хотите просто ознакомиться с книгой ради интереса, почитать налегке – то же самое, никаких тяжестей не будет. Имеете какие-то устоявшиеся представления и желаете их укоренить – не вопрос, укоренятся еще как, ведь они существуют только в вашей голове, а в каких-либо книгах.
В каждом конкретном случае вы получаете то, что хотите получить. Поэтому чтение напоминает путешествие с автором, и автор постоянно предлагает что-то на выбор: «соглашаться», «не соглашаться», «остановиться и подумать» – и после принятия нашего решения нас не осуждает. Какой окажется книга – интересной и познавательной или же скучной и малополезной – зависит только от читателя, точнее от его намерений и желаний.
Второе. Книга интересная. Лично для меня для меня книга оказалась ну очень интересной: и стиль изложения, и описания, и герои. Герои книги – это отдельная тема, и о них можно говорить долго. Не потому что их много, а потому что каждый персонаж – яркий и примечательный, так что даже выделить кого-то будет сложно. Монахи, старцы, да и просто обычные люди, о которых ведется рассказ, предстают перед читателем в самых разных ситуациях и с разнообразными характеристиками, но единая нить для всех – это естественность. Именно естественностью, а не приглаженностью автор «подкупает» читателя.
И это не специальный трюк автора (ведь неотесанное и грубоватое не так настораживает, как слишком белое и правильное), нет. Люди описываются такими, какими они есть на самом деле – со своими странностями, изъянами, поведением в самых различных ситуациях. Одни их могут поддерживать, другие осуждать и не понимать их поступков, но это живые люди, а не вымышленные герои. И обязанностью автора было показать читателю их таковыми, какими они есть, что он, собственно, и сделал.
Наверное, лучше читать книгу в «бумажном» варианте или же с просмотром иллюстраций к ней (их очень много, и это не может не радовать). Они не только дополняют и завершают сложившиеся образы героев, они еще и материализуют их и делают совсем реальными, а не «наполовину книжными».
Отдельная строка – юмор. Тонкий, и в то же время достаточно емкий, порой балансирующий где-то на грани, но главное, не искусственный и выдуманный специально: поэтому смеешься, потому что смешно.
Многим может показаться не совсем удачной структура книги – эти десятки разбросанных историй без какой-либо строгой хронологической увязки. Да, ориентироваться начинаешь только под конец книги, но именно в такой структуре и скрывается динамичность, непредсказуемость и ожидаемость новых рассказов и новых людей. Поэтому, даже дочитав книгу, создается впечатление, что у автора эти истории никогда не заканчиваются (ну, или по крайней мере еще десяток-два найдется точно), и хочется их читать еще и еще.
И последнее, о чем бы хотелось сказать – это доброта и глубина, которыми наполнена книга. Ну, по-другому, наверное, и быть не должно. Собственно, когда я даже садился за чтение не в очень хорошем настроении, всегда книга его изменяла, и тут дело не в простом отвлечении. Просто книга не о плохом не может сделать плохое – вот и все.
А еще я нашел много чего в ней полезного для себя. Не надо забывать, что книга прежде всего не просто сборник рассказов повествовательного характера, а она затрагивает серьезные вопросы, над которыми надо думать (это в случае соответствующего подхода). Я не говорю и не буду говорю о своем отношении к вопросам этой книги, так как считаю это сугубо личным делом, просто хотелось поблагодарить автора за этот труд и предоставленную возможность узнать для себя что-то новое и важное…
Хоть отзыв получился довольно-таки односторонним, все же настоятельно рекомендую прочитать эту книгу всем, кому не лень, как говорится. Не агитация. Вреда не будет, польза – да.
Дочитала я книгу и сделала вывод, что все-таки нужно делать заметки по ходу прочтения, потому что какие-то впечатления потерялись-забылись. И все же, отзыв:
скрытый текст…
Свое мнение о книге "Несвятые святые" я могу выразить кратко: "А мне – понравилось!" Для меня невозможно в принципе разложить по полочкам, "запчастям" то, что я люблю или наоборот, терпеть не могу (за исключением шоколада с изюмом - вот тут я точно знаю, в чем причина :) ). А фильмы, книги - это цельные, неразделимые (для меня, повторюсь) вещи, где имеет значение и сюжет, и композиция, и слог автора, да и вообще порой какая-нибудь мелочь, которую и определить-то невозможно, на уровне ощущений. Повествование в книге ведется от лица реального человека, нашего современника, прошедшего путь от обычного советского парня до священнослужителя не самого среднего чина, к тому же монаха. И все события и личности подаются с его точки зрения, окрашенные его личным отношением. Отец Тихон либо сам был участником происходящего, либо слышал истории из первых уст. Пару-тройку раз у меня возникало ощущение не то чтобы неправдоподобности описанного, но некоторого скептицизма (как, например, беседы с потусторонним миром на спиритическом сеансе, или явление изгнанного беса священнику в его же собственном доме, или опять же парящий над землей монах, которого бесы хотели уничтожить). Однако это в целом нисколько не отталкивает, просто добавляет повествованию живости и колорита. Так кто же эти несвятые святые? Разъяснение дается только в самом конце книги. Оказывается, это "верные и стремящиеся к Богу христиане", не важно, священнослужители это или миряне. Это люди, пришедшие к вере. Люди со своими слабостями и недостатками, со своими проблемами и стремлениями, страстями и грехами... И тем людям, кто описан в книге, монахам, священникам, ничто человеческое не чуждо. Как и обычные люди, они также испытывают страх (эпизод, где Рафаил и Тихон застряли в 30-градусный мороз на ночной глухой дороге), любопытство (один инок постоянно запирал свою комнату, и Тихону было просто нестерпимо интересно, что же он там скрывает), осуждение (то Августин не так молится, то Рафаил не умеет читать проповеди), нарушение правил и канонов (безудержное веселье вместо молитв, порой обман руководителей, утаивание довольно важной информации), сомнения (в рассказах об угоне машины у одного из прихожан или о том же злополучном случае зимой на дороге)... И несмотря на трагизм ситуации, невозможно удержаться от улыбки, читая молитву: "Господи, помоги нам! Сделай что-нибудь! А то мы здесь замерзнем и погибнем!" Ну ведь это "что-нибудь" - оно такое свое, из детства, когда сильно-сильно веришь в чудеса, ждешь, и они происходят. Или когда уронишь мамину любимую вазу, или притащишь домой грязного и голодного котенка, и искренне до последнего веришь, что все еще обойдется, что "что-нибудь" вдруг произойдет, и мама не рассердится, и папа не будет кричать, что в следующий раз котенок пойдет на лестничную площадку вместе с тобой... Так же, как в самые горькие тяжелые минуты зовешь маму, как она дует на сбитые коленки или целует в макушку, и становится легче. Сколько бы лет вам ни было. Это ожидание невозможного, взывание о помощи в пустоту, в никуда, а на самом деле к Нему... Эта книга не открыла мне какие-то новые истины, не перевернула мои взгляды на мир или служителей церкви, но она оставила приятные впечатления. Проходит время неверия, отрицания всего и вся. Мы его пережили. Людям нужна вера. Порой это единственное, что у человека остается. И на мой взгляд, реализм реализмом, но чуточка чуда не повредит. Ведь даже в самые страшные исторические периоды человек мог найти тот стержень, который не давал сломиться и погибнуть. Для кого-то это была семья, для кого-то долг, для кого-то Бог. И не надо говорить, что Бог - это сказки! Чем плохи сказки, которые воспитывают добро, отзывчивость, терпимость. "Несвятые святые" описывают много совершенно разных по характеру, занятиям, силе духа людей. Ни церковь, ни Бог не отняли у них индивидуальности, не лишили возможности самовыражения. Даже явные проступки находят тут если не прощение, то простое человеческое понимание. Что мне понравилось еще, так это ненавязчивый стиль изложения, без догм, проповедей и категоричных утверждений. Автор выражает свою позицию, но не навязывает ее и тем более не читает нотаций. Еще где-то в начале он сам говорит, что от священника, который чего-то требует, настаивает, нужное держаться подальше. Единственное, что он может себе позволить - это совет. Нельзя лишать человека свободы выбора. Навязывание чужих воли и мнения, даже во благо - это уже не добро. Да и притча про молитву и лисичку показательна. Очень симпатичны матушка Фрося, епископ Василий. Описание их жизненного пути, несмотря на легкий слог и порой юмористические нотки, читала вся в слезах. Да и вообще по ходу повествования вспоминалось много своего, за гранью понимания, несколько ситуаций, когда сама могла если не убиться, то очень сильно пострадать. Случайности?.. И в завершение хотелось бы сказать вот что. Конечно, у каждого своя правда. Я не могу назвать себя глубоко верующим человеком. Да, многое я не понимаю в церковных службах, идеях, что-то в голове не укладывается вовсе (самый яркий пример: Бог создал людей по своему образу и подобию, называет их своими детьми, так почему же в молитвах люди постоянно «недостойные рабы»?!). Но как можно жить, не веря вообще ни во что? Вот этого я точно никогда не пойму. И еще хотелось бы верить, что в жизни есть какой-то высший смысл, что существуют истина и справедливость, и что все окружающее – это не просто хрупкая и случайная фантазия Вселенной.
Ну, раз уж по меткому замечанию некоторых комментаторов, книга «Несвятые святые» является собранием баек, то позволю себе с байки свой пространный комментарий и начать.
скрытый текст…
Однажды глухой (и, соответственно, немой) от рождения житель глубинки впервые в жизни увидел рояль, только что привезённый в нововозведённый деревенский клуб. Сей предмет его очень заинтересовал. Подойдя к нему, открыв крышку и увидев ряд белых и чёрных клавиш, он подумал «Ух ты! Прикольно!» и попробовал их понажимать… Никакого результата. Озадаченный житель глубинки заглянул под рояль и, одновременно, ещё раз побарабанил по клавишам. Снизу тоже не происходило ничего интересного. «Странно…» — подумал наш герой. Затем он решил более внимательно осмотреть странный предмет. Взглянув вниз, он увидел педали. Однако нажатие на педали и даже одновременное нажатие на педали и клавиши никакого видимого эффекта не произвело. Помучавшись с часок со странным предметом, житель глубинки вынес свой вердикт: «Какая-то дурацкая громадная дура, годная только на то, чтобы на неё ставить вазочки с цветами или книги стопками складывать. Какой дебил, интересно, придумал делать украшения из чёрных и белых пластин под крышкой, если никто их там не видит. Да ещё делать не просто пластины, а нажимающиеся пластины. Какое нерациональное расходование сил и материалов!» С гордо поднятой головой житель глубинки вышел из клуба. Но это ещё не конец истории. Проходя мимо на следующий день, наш герой заметил, что в клубе что-то происходит. Зайдя внутрь, он увидел странную картину: какой-то худосочный мужик с растрёпанными и длинными волосами лихорадочно стучал пальцами по клавишам этой странной штуковины. «Сумасшедший!» — испуганно подумал житель глубинки. Но когда он посмотрел на зал, в котором собрались почти все жители их захолустной деревеньки, он остолбенел. Они сидели и плакали! Кто-то утирал красный нос кулачком, кто-то сморкался в платок, а кто-то просто сосредоточенно смотрел на сумасшедшего мужика с очень странным выражением влажных глаз. Как только патлатый закончил стукотить по клавишам, все сорвались с места и стали хлопать в ладоши, а потом полезли к нему с букетами цветов, всячески пытаясь выразить ему своё восхищение. «С ума они все посходили что ли?! Тоже мне дело — по клавишам барабанить! Это же всякий дурак сумеет! Чего они так восхищаются?» Так и осталось это событие для нашего героя неразрешимой загадкой… (Конец байки) Глухой, читая книгу о прекрасной музыке Чайковского, никогда не сможет понять, о чём идёт речь. Слепой, слушая рассказы об удивительных полотнах великих живописцев, будет равнодушно позёвывать. Человек, не встретивший в своей жизни Христа и не почувствовавший Его безмерной любви лично к нему и к каждому из нас, никогда не увидит смысла ни в Евангелии, ни в Житиях святых (которые, кстати, тоже можно легко назвать байками) ни в книге «Несвятые святые», в которой рассказывается об удивительных, прекрасных людях, о поразительном и чудесном промысле Божием. Рассказывается честно, талантливо и с любовью. И если кто-то недоверчиво будет покачивать головой, говоря «Все в этой книге слишком невероятно. Эти все совпадения, чудеса и прочее… Все это выдумки. Такого не бывает в жизни», я могу ответить на основании личного опыта: «Бывает! Бывает ещё как! Только для этого нужна живая вера и общение с Богом». Да, люди здесь показаны со всеми их страстями и недостатками. Это честно, и это подкупает. Для кого-то это послужит (и уже послужило) поводом к осуждению героев книги. И снова очередной вердикт — лентяи, бездельники и тунеядцы. При этом не учитывается, сколько тысяч людей «бездельник» и «тунеядец» отец Рафаил (один из самых замечательных героев этой книги) за ручку привёл к Богу. Это ведь не зафиксировано ни в каких отчётах… Вот в Библии там действительно все святые! Там чаи никто не гоняет! Там чистота веры! Не то что здесь в этой современной писанине отца Тихона! При этом забывается отречение апостола Петра от своего Учителя, забывается то, что все ученики, кроме Иоанна Богослова, разбежались в разные стороны, когда Христа взяли под стражу. Где же чистота веры, спрашивается? Все верующие люди имеют свои страсти, свои болезни, свои слабости. Поэтому они «несвятые». Но главное заключается в том, что они откликнулись на любовь Христа к ним и, несмотря на все эти свои слабости, всем сердцем к Нему стремятся. Поэтому они «святые».
Книга представляет собой сборник баек и профессиональных анекдотов такой организации как Русская православная Церковь. Рассказы в книге никак не систематизированы, не объединены ни единым сюжетом, ни даже хронологией. Иногда, читая, путаешься, какие из описываемых событий происходили раньше, а какие позже. Впрочем, автора это нисколько не смущает, поскольку последний, судя по книге, считает себя великим «гуру» данной организации и полагает, что все, что бы он ни написал, будет воспринято читателем на "ура"! И это неудивительно. В кулуарах, автор сравнивает себя не иначе как с кардиналом Ришелье, по слухам является одной из самых влиятельных фигур в Церкви, духовником ВВП и первым претендентом на папский престол патриаршество после Кирилла. Гы!)) Чиновники от Церкви показаны в книге обычными людьми, со всеми их грехами и пороками. Тот, кто читал библию (хотя бы Евангелия), сразу увидит, что живут они не по вере, да и вообще, им на эту веру плевать по большому счету. Живут они по Церковному уставу. Это для них превыше всего. А поскольку все их грехи – во славу Господа, то им, в отличие от простых мирян, все прощается! Гы!)) В книге не затрагиваются основы веры, практически не описываются церковные обряды и их сущность, зато ярко показан простой, человеческий быт священников и монахов. Из повествования выходит, что ведут они (священники и монахи) довольно праздный образ жизни – пьют чай, коньяк, едят, ездят друг к другу в гости и за запчастями! Гы!)) Старцы в книге показаны какими-то примитивными кликушами. По крайней мере, в чем заключается их высокодуховность, совершенно непонятно.
Имхо - книга довольно полезная, поскольку дает ясное представление о служителях веры, которой придерживается большинство людей в нашей стране, а значит, может предостеречь верующих, прежде всего, от слепой веры недобросовестному «чиновнику» от Церкви в ущерб истинной вере в Господа. Однако, должен заметить, что лучше бессмертного произведения «нашего все» А.С. Пушкина (так уважаемого автором этого бестселлера) - «Сказки о попе и работнике его Балде», на эту тему лучше никто ничего так и не написал! Гы!))
С точки зрения человека, далёкого от Церкви, скажу, что книга подойдёт в качестве ненавязчивого ознакомления с существованием священства в условиях тесного контроля со стороны властей. Интересен именно взгляд изнутри, который нам и предоставляет автор. Не могу назвать себя знатоком истории, поэтому по правдивости фактов сказать нечего, в таких случаях приходится верить на слово. Задуматься о "высоком" не заставила, тут сказывается моё личное скептическое отношение к вере в целом. Биографические рассказы с религиозно-историческим уклоном - так бы охарактеризовал. Читать легко, достаточно живо и местами с юмором изложено. В качестве пользы для себя, пожалуй, могу отметить только новые исторические имена, в основном связанные с церковью, о которых почитал отдельно после завершения книги, ну и вспомнил Псково-Печерский монастырь, тихое и умиротворённое местечко, где довелось побывать как-то на экскурсии.
В мире полно загадок и чудес. Событий, которые выходят за границы человеческого понимания и не находят объяснения с точки зрения законов науки, благополучно списываемых на волю судьбы, злой рок, хитрость. В этой книге автором показано, что все это объясняется чудным Промыслом Божиим. Все так просто, все так сложно. Автор изнутри, без купюр, знакомит с таким явлением, как «монашество», историей становления современного и сложными моментами на этом пути, его яркими сподвижниками. С улыбкой происходит погружение в великолепное путешествие миром добра и бесконечного терпения, который ранее казался непонятным, а порой даже и неинтересным; раскрывается его цель и великая миссия. Как бы ни было странно, но на пути и этого явления добра встречаются, а порой и становится всяческие проявления зла, начиная от обмана, воровства, правительства. Хотя и эти элементы являются своего рода испытаниями и в конечном итоге способствуют проявлению сверхчеловеческого добра, терпения и неземной мудрости. С головой зачитываешься в удивительные истории, поведанные автором. Порой создается такое ощущение, что их просто бесчисленное количество, каждая по-своему уникальна и поучительна, но на бумагу попали лишь самые яркие, достойные запечатлению на бумагу, распространения в массы и во времени. Местами визуализируешь себя в этих рассказах, и задумываешься, как бы ты поступил в той или иной критической ситуации, забавно. В любом случае выражаю благодарность тому, кто любезно предоставил для ознакомления эту книгу, с удовольствием рекомендую ее к прочтению! Каждый при желании может извлечь из нее урок, став немножко добрее, терпеливее, мудрее…
Комментарии
вот собственно что я вкратце чиркнул:
Эх, хотел увильнуть, но поскольку очков только за набор книги без отзыва не полагается, оставлю-ка я тоже свой небольшой отзыв.Несколько моментов, о которых хотелось бы сказать: