саша
|
Сообщение #1
11 июня 2022 в 11:03
|
Организатор событий
38 |
Всем привет! Я преподаю русский язык онлайн. Планирую поступить в магистратуру по этому направлению. Возникла идея делиться знаниями в простой и понятной форме. Если это кому-то интересно, напишите об этом, пожалуйста. Можно сразу написать темы, с которыми возникают сложности. Хорошего дня! :) Морфология и морфемикаУрок №1. Что такое причастие?Урок №2. Что такое глагол? Морфологические признаки глаголаУрок №3. Суффиксы причастийУрок №7. "Не" с разными частями речиУрок №8. Сложные случаи ударений Пунктуация Урок №4. Запятая перед "как" (большая часть случаев, не все)Урок №5. ТиреУрок №6. Вводные слова и словосочетания Последний раз отредактировано 14 июня 2022 в 18:30 пользователем саша
|
саша
|
Сообщение #2
11 июня 2022 в 13:06
|
Организатор событий
38 |
Урок №1. Что такое причастие?Причастие – часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? каков? (и производные). Причастие всегда образовано от глагола. Формула образования причастия: глагол + вопрос причастия = причастие. Прыгать + какая? = прыгающая Сделать + каков? = сделан Выполнить + какой? = сделанный Приготовить + какие? = приготовленные Чистить + какое? = чистящее Залоги причастий. Действительный залог (действительное причастие) – причастие, которое относится к лицу/предмету/явлению, которые сами совершают действие. Например, "читающая девушка" (девушка читает сама). Страдательный залог (страдательное причастие) – причастие, которое относится к лицу/предмету/явлению, над которым совершается действие. Например, "книга, читаемая девушкой" (над книгой совершается действие). Полная форма причастий отвечает на вопросы "какой? какая? какое? какие?". Краткая форма причастия отвечает на вопросы "каков? какова? каковы? каково?". Существует два основных признака, по которым можно определить причастие: образованность от глагола и суффиксы. Действительное причастие. Настоящее время – УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ. Прошедшее время – ВШ, Ш. Страдательное причастие. Настоящее время – ЕМ, ОМ, ИМ. Прошедшее время: полная форма – ЕНН, НН, Т; краткая форма – ЕН, Н, Т. Танцующий (танцевать, ЮЩ). Танцевавший (танцевать, ВШ). Используемый (использовать, ЕМ). Использованный (использовать, НН). Использован (использовать, Н). Последний раз отредактировано 11 июня 2022 в 13:07 пользователем саша
|
Игрок3
|
Сообщение #3
11 июня 2022 в 13:24
|
Организатор событий
32 |
Хм, а если это собственный контент, его же можно не только разместить здесь, но и загрузить в словарь? Можно будет печатать правила русского языка и становиться грамотнее, если осмысливать прочитанное. (Даже если не осмысливаешь прочитанное, хуже не будет.) (Если это откуда-то скопировано - все действия "на собственный страх и риск", так как ©.) Последний раз отредактировано 11 июня 2022 в 13:24 пользователем Игрок3
|
саша
|
Сообщение #4
11 июня 2022 в 13:26
|
Организатор событий
38 |
Игрок3, я беру материал из разных источников (и из очень авторитетного, например, Розенталя), но даже материал из интернета я проверяю на практике, на уроках с учениками. Если теория работает, то всё хорошо. Можно использовать :) Про словарь – интересная идея, подумаю, как можно было бы это реализовать. Можно было бы, например, сделать словарь по сложным ударениям, где ударная гласная – заглавная. Например: диспансЕр, дешевИзна, позвонИть. Последний раз отредактировано 11 июня 2022 в 13:28 пользователем саша
|
Varsag
|
Сообщение #5
11 июня 2022 в 20:17
|
Супермен
36 |
Хороший формат, объяснения простые и понятные. Точно будет полезен тем, кто скоро будет сдавать ЕГЭ. Благо я уже давно прошел это темное и смутное время
|
саша
|
Сообщение #6
12 июня 2022 в 08:20
|
Организатор событий
38 |
Varsag, можно было бы даже делать подборку правил для конкретного задания. Если спрос будет :)
|
саша
|
Сообщение #7
12 июня 2022 в 11:24
|
Организатор событий
38 |
Урок №2. Что такое глагол? Морфологические признаки глаголаГлагол – часть речи, обозначающая действие и отвечающая на вопросы "что делать? что сделать?" Например: читать, прочитать, писать, переписать, думать, передумать. Морфологические (от слова "морфология" – наука, изучающая части речи) признаки глагола: совершенный/несовершенный вид, род, число, лицо, первое/второе спряжение, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, наклонение. Вид глагола. Глаголы совершенного вида отвечает на вопрос "что сделать?" – прочитать, переписать, передумать. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос "что делать?" – читать, писать, думать. Род глагола. Думаю, это понятно. Инфинитив (начальная форма глагола, отвечающая на вопросы "что делать? что сделать?") не имеет рода: читать, писать, думать. Число глагола. То же самое. Инфинитив не имеет числа. Лицо глагола. 1 лицо – я читаю, мы читаем 2 лицо – ты читаешь, вы читаете 3 лицо – он/она/оно читает, они читают Спряжение глагола.Первое спряжение – в инфинитиве оканчиваются на -уть, -ють, -ять и так далее (писать, думать). Плюс два глагола-исключения: брить, стелить (они тоже относятся к первому спряжению). Второе спряжение – в инфинитиве оканчиваются только на -ить (чистить, мастерить). Плюс одиннадцать глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, смотреть, вертеть, зависеть, терпеть (они тоже относятся ко второму спряжению). Переходность/непереходность. Переходные глаголы – действие переходит на предмет без предлога (писать книгу, благодарить родителей). Непереходные глаголы – действие не направлено на предмет, используется предлог (беспокоиться о друге, думать над идеей). Возвратность/невозвратность.Возвратные глаголы имеют постфиксы -ся, -сь (держаться, видеться). Невозвратные глаголы не имеют постфиксы (держать, видеть). Наклонение.1. изъявительное наклонение – действие происходило в прошлом, происходит сейчас или будет происходит в будущем (читал, читаю, буду читать). 2. условное наклонение – действие возможно только при каком-то условии (читал бы). 3. повелительное наклонение – просьба, приказ, совет (читай, пиши, думай). Последний раз отредактировано 12 июня 2022 в 11:44 пользователем саша
|
саша
|
Сообщение #8
12 июня 2022 в 11:58
|
Организатор событий
38 |
Урок №3. Суффиксы причастийДействительные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 1 спряжения, имеют суффиксы УЩ/ЮЩ: пишущий (писать – 1 спр.), танцующий (танцевать – 1 спр.). Действительные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 2 спряжения, имеют суффиксы АЩ/ЯЩ: спешащий (спешить – 2 спр.), чистящий (чистить – 2 спр.). Действительные причастия прошедшего времени имеют суффиксы ВШ/Ш: писавший, танцевавший, спешивший, чистивший. Перед ВШ/Ш пишется та же буква, что и в глаголе, от которого образовано причастие: пис ать – пис авший, танцев ать – танцев авший, спеш ить – спеш ивший, чист ить – чист ивший. Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 1 спряжения, имеют суффиксы ЕМ, ОМ: колеблемый (колебать – 1 спр.). Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 2 спряжения, имеют суффикс ИМ: видимый (видеть – 2 спр., искл.) Полные страдательные причастия прошедшего времени имеют суффиксы ЕНН, НН, Т: исключенный, использованный, открытый. Краткие страдательные причастия прошедшего времени имеют суффиксы ЕН, Н, Т: исключен, использован, открыт. Последний раз отредактировано 12 июня 2022 в 12:24 пользователем саша
|
Dorofeyev1
|
Сообщение #9
12 июня 2022 в 12:59
|
Новичок
79 |
FlashSlothmore красавчик! Поддерживаю твоё направление полностью!
|
Varsag
|
Сообщение #10
12 июня 2022 в 12:59
|
Супермен
36 |
FlashSlothmore, мне были бы интересны уроки по пунктуации больше. Думаю, что у большинства людей проблем куда больше именно с ней. В русском есть много тем сложных для запоминания. Типичная ситуация: забыл правило, гуглишь его, пишешь правильно, а потом через несколько месяцев/год забываешь и приходится гуглить опять. Было бы очень здорово, если бы был какой-нибудь простой способ запомнить раз и навсегда такие правила.
Темы, которые мне были бы интересны: 1) Пунктуация перед "как" 2) Небанальные варианты "тире" и "двоеточия" 3) Ложные вводные слова 4) "Не" или "Ни" 5) "Не" перед разными частями речи (слитно/раздельно) 6) Какие-то редкие случаи, когда запятая не должна ставиться (хотя поставить ее очень хочется)
|
саша
|
Сообщение #11
12 июня 2022 в 13:08
|
Организатор событий
38 |
Varsag, обязательно прислушаюсь к пожеланиям, сделаю уроки в ближайшее время! Большое спасибо за поддержку темы!
Dorofeyev, очень приятна поддержка, большое спасибо!
|
саша
|
Сообщение #12
12 июня 2022 в 13:48
|
Организатор событий
38 |
Урок №4. Запятая перед "как" (большая часть случаев, не все)Ставим. 1) Когда союз входит в оборот, напоминающий вводную конструкцию: "как правило", "как исключение", "как следствие", "как всегда", "как сейчас" и другие. Как правило, мы используем этот словарь.
В нашей библиотеке, как исключение, стоит "легкая" литература. 2) В сложноподчинённом предложении. Мы думали, как реализовать свой план.
Провожающие следили, как корабль медленно уплывал в горизонт3) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом. Озеро, как зеркало, отражало каждое наше движение.Не ставим. 1) Обстоятельство образа действия (отвечает на вопрос "как?"), выраженное сравнительным оборотом. Можно заменить наречием или существительным в Творительном падеже. Дерево росло как человек (заменяем: "Дерево росло по-человечески"; "Дерево росло человеком").2) Союз входит в состав фразеологизма. Мария сидела как на иголках. 3) Союз стоит между подлежащим и сказуемым. Если бы союза не было, то нужно было бы поставить тире. Лес как забор.
Озеро как зеркало.4) Если сравнительному обороту предшествует НЕ/СОВСЕМ/СОВЕРШЕННО/ПОЧТИ/ВРОДЕ/ТОЧЬ-В-ТОЧЬ/ИМЕННО/ПРОСТО. Они работали не как профессионалы.
Она вела себя точь-в-точь как иностранка. Последний раз отредактировано 12 июня 2022 в 14:30 пользователем саша
|
саша
|
Сообщение #13
12 июня 2022 в 16:45
|
Организатор событий
38 |
Урок №5. Тире
1. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже.
Москва – столица России.
2. После однородных членов.
Достоевский, Пушкин и Некрасов – классики русской литературы.
3. Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами.
Курить – здоровью вредить.
4. Один из главных членов выражен существительным в именительным падеже, другой – инфинитивом.
Думать – стремление к разумной жизни.
5. Перед словами “это”, “это есть”, “вот”, “значит”, “это значит”.
Мода – это есть стремление самовыражаться.
6. Главные члены предложения выражены числительными.
Пятью пять – двадцать пять.
7. Один главный член выражен именем существительным, другой – числительным.
Стоимость мороженого – восемьдесят рублей.
8. Пропущено сказуемое.
Я думал три недели назад о работе, две недели назад – об отдыхе, неделю назад – про книги, а сегодня – снова о работе.
9. Интонация.
Это – наш дом.
10. Обозначение пределов.
Самолет Москва-Берлин.
11. Научное направление, учреждение.
Научная теория Бондарева-Попова. Академия Беляева-Менделеева.
|
Varsag
|
Сообщение #14
12 июня 2022 в 18:51
|
Супермен
36 |
FlashSlothmore, очень полезная сводка! Есть несколько вопросов: 1) "Озеро, как зеркало, отражало каждое наше движение" и "Озеро как зеркало". В качестве упрощения можно ли сказать, что запятая ставится в случае, если оборот с "как" обладает свойствами уточнения/пояснения. Т.е. "Озеро отражало каждое наше движение, как зеркало". Или это в корне неверно? 2) "Если сравнительному обороту предшествует НЕ/СОВСЕМ/СОВЕРШЕННО/ПОЧТИ/ВРОДЕ/ТОЧЬ-В-ТОЧЬ/ИМЕННО/ПРОСТО". Правило касается только этих слов или любых усиливающих/ослабляющих наречий? 3) После однородных членов. "Достоевский, Пушкин и Некрасов – классики русской литературы". Но ведь "Достоевский - классик русской литературы" тоже будет с тире. Важно ли тогда это правило про однородные члены? Полезно знать все правила русского языка, но держать все вечно в голове невозможно. Хотелось бы как-то "сгруппировать" основные правила. Мне кажется, что наша цель - грамотно писать, а не знать в точности правила. Например, многие вышеописанные правила можно свести к "если можно поставить "это", то ставь тире" и "если подразумевается глагол, которого нет, то ставь тире". Для того, чтобы знать порядок цветов радуги, необязательно понимать, что этот порядок обусловлен возрастанием/убыванием длины волны для каждого цвета. И необязательно знать точные значения длины волн. Короче, хочется лайфхаков) Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Последний раз отредактировано 12 июня 2022 в 19:10 пользователем Varsag
|
саша
|
Сообщение #15
12 июня 2022 в 19:16
|
Организатор событий
38 |
Varsag, очень интересные мысли. Попытаюсь ответить. Varsag писал(а): "Озеро, как зеркало, отражало каждое наше движение" и "Озеро как зеркало". В качестве упрощения можно ли сказать, что запятая ставится в случае, если оборот с "как" обладает свойствами уточнения/пояснения. Т.е. "Озеро отражало каждое наше движение, как зеркало". Или это в корне неверно? Здесь работают разные правила. 1. Озеро, как зеркало, отражало каждое наше движение. В данном случае запятая ставится, так как "как зеркало" – это сравнительный оборот. 2. Озеро как зеркало. В данном случае запятая не ставится, так как союз "как" можно заменить на тире (согласно правилу, ставим тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным в Именительном падеже). Varsag писал(а): "Если сравнительному обороту предшествует НЕ/СОВСЕМ/СОВЕРШЕННО/ПОЧТИ/ВРОДЕ/ТОЧЬ-В-ТОЧЬ/ИМЕННО/ПРОСТО". Правило касается только этих слов или любых усиливающих/ослабляющих наречий? Посмотрю, что об этом пишут Розенталь и другие лингвисты. Varsag писал(а): После однородных членов. "Достоевский, Пушкин и Некрасов – классики русской литературы". Но ведь "Достоевский - классик русской литературы" тоже будет с тире. Важно ли тогда это правило про однородные члены? Здесь работают два разных правила. 1. Достоевский – классик русской литературы. Ставим тире, потому что "Достоевский" – подлежащее, выраженное именем существительным в Именительным падеже, классик – сказуемое, выраженное именем существительным в Именительном падеже. 2. Достоевский, Пушкин и Некрасов – классики русской литературы. Ставим тире, потому что "Достоевский, Пушкин и Некрасов" – однородные подлежащие. Но я понимаю, почему кажется, что это – одно и то же. Попробую подобрать пример, позволяющий понять разницу. В доме, на кухне, в спальне – везде стояла тишина. В данном случае ставим тире, потому что "в доме, на кухне, в спальне" – однородные обстоятельства (отвечают на вопрос "где?"), а не подлежащие. Varsag писал(а): Полезно знать все правила русского языка, но держать все вечно в голове невозможно. Хотелось бы как-то "сгруппировать" основные правила. Мне кажется, что наша цель - грамотно писать, а не знать в точности правила. Понимаю. Поэтому пытаюсь максимально упростить материал. Но запрос по поводу лайфкахов понял. Вот один из них, но он из области орфографии. Чтобы запомнить глухие и звонкие согласные, есть две фразы. Каждая согласная в фразе глухая или звонкая. Фраза для глухих согласных: "ФоКа, ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ?". Фраза для звонких согласных: "оЙ, Мы Же Не ЗаБыВаЛи о ДРуГе". Это помогает понять, какие приставки писать при их чередовании. Например, БЕС/БЕЗ (перед глухими – "С", перед звонкими – "З"): бессовестный, бездомный. Последний раз отредактировано 12 июня 2022 в 19:44 пользователем саша
|
Varsag
|
Сообщение #16
12 июня 2022 в 19:59
|
Супермен
36 |
FlashSlothmore, спасибо за пояснения, многое стало куда понятнее.
Думаю, что самая частая ошибка по оборотам "как" - это образ действия, выраженный сравнительным оборотом, и фразеологизмы.
Про глухие и звонкие довольно интересно, но, наверное, у меня никогда не было проблем с их определением.
|
саша
|
Сообщение #17
12 июня 2022 в 20:29
|
Организатор событий
38 |
Varsag, рад помочь! Дальше буду делать уроки по твоему списку :) Varsag писал(а): Думаю, что самая частая ошибка по оборотам "как" - это образ действия, выраженный сравнительным оборотом, и фразеологизмы. Да. Это сложнее. Можно найти список фразеологизмов с союзом "как". Varsag писал(а): Про глухие и звонкие довольно интересно, но, наверное, у меня никогда не было проблем с их определением. А у меня с этим проблема. На слух не могу определить иногда. Не знаю, с чем это может быть связано (музыкальный слух, вроде бы, есть). Последний раз отредактировано 12 июня 2022 в 20:29 пользователем саша
|
Ямастер
|
Сообщение #18
12 июня 2022 в 21:01
|
Маньяк
63 |
FlashSlothmore, очень интересно узнать про знаки препинания. Согласен с Varsag, что иногда их хочется повтыкать куда не поподя, а иногда не понимаешь(особенно в длинных предложениях) нужно ли ставит запятую или пока не нужно.
|
саша
|
Сообщение #19
12 июня 2022 в 21:06
|
Организатор событий
38 |
Ямастер, да, у меня уже приходят мысли сложной, неочевидной пунктуации. Думаю, сделаю несколько таких уроков.
|
саша
|
Сообщение #20
12 июня 2022 в 22:15
|
Организатор событий
38 |
Урок №6. Вводные слова и словосочетания1) чувства: "к счастью; к несчастью; к радости; к сожалению; к удивлению".2) оценка степени реальности: "конечно; несомненно; без всякого сомнения; возможно; вероятно; может; может быть; кажется; казалось бы; видимо; безусловно".3) источник сообщения: "говорят; по словам...; по сообщению...; по мнению...; по-моему; по слухам".4) последовательность мыслей: "итак; следовательно; значит; во-первых; во-вторых; наоборот; напротив; кроме того; с одной стороны; например; таким образом".5) привлечение внимания: "видишь ли; пожалуйста; извините; простите; предположим; допустим".6) оценка: "самое большое; самое меньшее; по крайней мере".7) экспрессивность: "по справедливости; по совести; смешно сказать; не в укор будет сказано; надо прямо сказать".Знаки препинания в предложениях с вводными.1) вводные обособляются запятыми. К радости, экзамен я сдал.2) при нескольких подряд идущих вводных каждое обособляется запятой. Так, например, подлежащим может быть числительное. 3) союз "а" (реже "но") не отделяется от вводных, если образует с ними единое целое. Это его не испугало, а напротив, сделало смелее. Как не перепутать вводные с другими словами?. а) вводные не являются членами предложения, их можно вынуть из предложения без потери смысла, к ним нельзя задать вопрос. Возможно, надо об этом написать (легко вынуть "возможно", слово – вводное). Написать об этом возможно (вынуть нельзя, слово – второстепенный член предложения).б) слово "наконец" вводное, если оно указывает на связь мыслей; если "наконец" имеет значение "под конец, напоследок, в результате всего", оно не является вводным. Можно, наконец, обратиться и к знакомому специалисту. Наконец мы добрались до ночлега.в) слово "однако" вводное, если стоит в середине или в конце предложения; слово "однако" может играть роль союза "но", имея значение противопоставления. Дождь, однако, прекращаться не собирался (вводное). Какой же ты упрямый, однако (вводное). Вопрос задан, однако ответ не получен (союз).г) не являются вводными: ведь, вот, будто, как будто, словно, якобы, именно, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, исключительно, примерно, просто, решительно, исключительно, как бы, даже, все-таки, к тому же, притом, поэтому, тем не менее, вдруг, авось, небось, буквально, поистине и другие слова. Последний раз отредактировано 12 июня 2022 в 22:18 пользователем саша
|