Маньяк
14 |
Ну вот мой скромный опус, решил все-таки не затягивать до понедельника: скрытый текст… Quo vadis? - Камо грядеши? - Куда идешь? Перед каждым человеком в жизни стоит выбор пути. Как жить, как поступать в той или иной ситуации, какие жизненные ценности считать главными, а какие неважными - все это каждый человек решает для себя сам. Точно такой же выбор стоит перед главным героем романа Марком Виницием. Он проходит долгий и мучительный путь от избалованного эгоистичного патриция до истинного христианина.
В целом, мне книга понравилась. Нельзя сказать, что я ее прочитал на одном дыхании, но читается она легко и интересно. Так как это исторический роман, то многие персонажи книги - это реально существовавшие люди, многие события - это реально произошедшие события. Но все-таки это художественное произведение и чтобы роман не превращался в скучную документальную летопись, автор добавил в него историю любви Марка и Лигии.
Эта книга вся состоит из контрастов. Здесь описывается жизнь и нравы правящей элиты, простых граждан Рима, ничтожной черни. Римская империя огромна и сильна. Римская импения с легкостью завоевывает все новые и новые народы и земли. Римская империя правит миром. Император уже не занимается военными действиями - это делают легионы и их предводители. Война если и идет, то где-то далеко. Император и патриции изнывают от безделья и придумывают все новые и новые развлечения. Бесконечные пиры, оргии, гладиаторские бои, казни. Постоянный поиск все новых и новых наслаждений и острых ощущений.
Во времена правления Нерона оргии, извращения, издевательства над животными, рабами, чернью достигли небывалых высот. Кажется, что уровень развития императора остановился на уровне 5-тилетнего ребенка. Это психически больной человек. Он эгоистичен, злобен, злопамятен, безжалостен, очень ревностно относится к суждениям о его поступках и мыслях. Он болезненно реагирует на критику. За малейший намек на то, что его стихи плохи или что актерская игра его неубедительна, любой мог быть осужден на смерть. Поэтому основой выживания при дворе является развлечение императора. Патриции наперебой соревнуются в масштабах и оригинальности пиров, закатываемых в честь императора, вся деятельность их направлена на изобретение все более изощренных развлечений, на увеличение потока лести, которым тешится больное самолюбие императора.
Из этой толпы особенно выделяется арбитр изящества Петроний. Он интеллигент, утонченный эстет, он разбирается и ценит искусство в любом его проявлении, он любуется красотой человеческого тела. Он привык иметь все самое лучшее, он "знает, что безобразно, а что прекрасно". Он признается Виницию как-то в разговоре: "Видишь ли, мы тут давно утратили чувство того, что пристойно и что непристойно" - эта фраза очень точно характеризует нравы того времени. Но и он эгоистичен, его не волнуют остальные, ему важно только то, что доставляет ему удовольствие и комфорт. Он ленив. Был момент, когда он мог занять место Тигеллина, одержать над ним окончательную победу, но мысль о том, что место это хлопотное, требующее трудов и действий, заставила его отказаться от этих намерений. Хотя этим он мог бы спасти христиан он несправедливых гонений, мог бы спасти тысячи жизней. Но жизнь в то время имела невысокую цену. Это видно в его размышлениях - он понимал, что мог бы все это предотвратить, но как-то не сильно беспокоился об этом.
И вот, среди этого разврата, насилия, издевательств, невероятной жестокости появляется новое учение. Оно говорит о душе, говорит о том, что все материальное преходяще и что только душа человека вечна. Оно учит, что есть только один бог, он всемогущ и милостив. Он одинаково любит всех, для него нет различий богат человек или беден, раб он или патриций. Для него главное - это душа, а души все равны. Это учение проповедует любовь к Христу, любовь к ближнему, учит прощать оскорбления и отвечать добром на зло. Оно учит, что жизнь - это очень короткий промежуток времени, который нужно перетерпеть, а взамен душа получает вечную жизнь в раю. Каждый приходит к этому учению своим путем. Главный герой книги Марк Виниций пришел к нему через любовь к Лигии. Познакомившись с ней в доме Плавтиев, ее опекунов, он воспылал страстью к ней. И как истинный эгоистичный римлянин и патриций попытался взять то, что ему понравилось и как можно скорее. Но после нескольких неудачных попыток силой привести Лигию в свой дом, после долгих поисков его отношение к ней начинает постепенно изменяться. Он ревновал ее ко всем, даже к Христу, потому, как ему казалось, что она его любит больше, чем Виниция. Переломный момент в его сознании произошел когда он раненый какое-то время жил в доме Мириам и близко познакомился с христианами, с их учением, увидел, как они прощают обиды и как отвечают на зло добром. Тогда он начал понимать, что если он не изменит себя, свое отношение к людям и свою жизнь, то он не сможет никогда быть с Лигией. И с этого момента он через боль, муки и страдания обретает, наконец, настоящую любовь.
Вообще, книга заставляет задуматься и о собственной жизни, какие поступки мы совершаем, какие последствия они имеют. В определенном приближении даже можно провести параллели с нынешней ситуацией в России. Точно так же в стране правит жадность, беспринципность, хищничество, подлость. Каждый думает только о себе. Книга не обращает в христианство, не проповедует, но рассказывает о том, что истинно ценно в жизни. Поэтому я рекомендую всем читать однозначно! :)
|
Маньяк
96 |
Рецензия. скрытый текст… «Сын Божий рожден [распят] — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно.» Тертуллиан.
Когда я родился, то был очень красивым, умным, белым и пушистым. Но в роддоме меня подменили! Чебурашка. Знатный, красивый молодой человек, славный воин, вернувшись в родной город встречает молодую, красивую девушку из хорошей семьи знатного происхождения и влюбляется в нее! Девушка отвечает ему взаимность, пусть не открыто, но вполне понятно! Как вы думаете, что будет дальше? Молодой человек пришлет к родителям девушки сватов, они поженятся и будут жить долго и счастливо до самой старости? Гы!)) Если так, то вы точно не Генрик Сенкевич и не видать вам Нобелевской премии по литературе, как своих ушей! Гы!)) Молодой человек обращается за советом к другу и, по совместительству, дяде, поведав последнему о своих чувствах и намерении жениться! Но мудрый дядя утверждает, что самый простой способ не всегда самый правильный и предлагает пойти другим путем, обещая точный верняк! Гы!)) Для начала, он втягивает в историю могущественную личность, на которую, как утверждает, он имеет безоговорочное влияние. Девушку насильно забирают из семьи с целью дальнейшей передачи возлюбленному, однако, во избежание позора, ее крадут единоверцы, замочив попутно кучу невинных рабов. Правда это никого не смутило. Дабы исправить ситуацию, жених нанимает пройдоху-грека, с которым и находит, где прячется изнывающая от ожидания невеста. Однако, единоверцы девушки мочат еще несколько человек, но жениха, по просьбе невесты, не добивают, а обращают в свою религию. После этого, неофит, жутко ранит сердце пройдохи-грека своей неблагодарностью, однако продолжает пользоваться его услугами. Дядя жениха продолжает фейлить и наводит могущественную личность на мысль, во славу искусства, спалить целый город, после чего думает, а не внушить ли ему мысль о вредности новой религии и, как следствие, изгнать всех ее приверженцев из города. Но тут, его опережает оскорбленный грек-пройдоха, который клевещет на адептов, чем вызывает праведный гнев вседержителя и, как следствие, массовые аресты и мочилова невинных личностей. Невеста попадает в тюрьму и ей грозит смерть на арене. Но молодой человек, приложив массу усилий, дав килограммы взяток и скупив всех подлецов, вызволяет ее, правда в гораздо худшем и покоцаном состоянии, чем она была при первой встрече. Наконец, он все же женится на ней и увозит подальше, в провинцию, где они живут долго и счастливо. Вот такая, вкратце, история любви по Генрику Сенкевичу! Гы!)) Историческим фоном для данной истории, Сенкевич выбрал эпоху начала расцвета имперского Рима. С этой целью, как утверждает сам автор, он изучил кучу исторических документов. Это видно по первой четверти книги, которая изобилует массой малопонятных римских названий различных отделений бани, римского дома, рабов различного назначения и т.д. и т.п. Создается такое впечатление, что читаешь какой-то справочник, потому что все эти названия не вписаны органично в повествование, а вклиниваются в него как какие-то авторские пояснения «за кадром»: «то-то называемое тем-то»! Гы!)) При этом, видимо, для придания достаточного историзма и реальности эпохи, автор вставляет латинские фразы, не сентенции, а какие-то бытовые реплики, хотя и так предполагается, что все герои должны говорить друг с другом на латыни. Гы!)) Сюжет в первой четверти книги развивается тягомотно и скучно, но если вы его осилите, то с момента появления нового героя – грека Хилона, сюжет начинает развиваться динамичнее. Продолжается это недолго, до момента, когда будет найдена похищенная девушка. Потом опять тягомотина до конца книги. В аннотации к книге сказано, что автор охватывает 4 последних года правления императора Нерона. На самом деле это очень сильное заявление! Гы!)) Повествование охватывает, фактически, лишь непродолжительный период (ну может месяц-два) до великого пожара в Риме, сам великий пожар и пару месяцев после него. Все остальное время – примерно 3 года, вплоть до смерти Нерона и казни Петра и Павла, у автора скомкано, толком не описано и, фактически, пропущено. Хотя, казалось бы, это ведь период счастливой совместной жизни главных героев, к которой они так долго и мучительно стремились, Похоже, потратив все силы на описание страданий, извращений и смертей, автор не нашел слов для описания счастья! Гы!)) Если вы обратитесь к статье в Википедии, посвященной данному роману, то увидите, что раздел «персонажи» разбит на два подраздела: «исторические» и «вымышленные». В исторические записаны Петроний, Нерон, апостолы и т.д., а в вымышленные – Марк Виниций и Лигия. Это странно. Во-первых потому, что Марк Виниций реальный исторический человек, консул Римской империи. Однако, та же Википедия утверждает, что Сенкевич использовал его имя, но самому персонажу в то время должно было бы быть не менее 65 лет, а женат он был на сестре Калигулы. Зачем же тогда Сенкевич использовал, для полностью вымышленного персонажа, имя реально существовавшего человека, причем, в описываемый им период? Имхо – это фейл автора. Он плохо вчитывался в анналы, а позже, когда это было замечено, просто отбрехался! Гы!)) Во-вторых, опять же, имхо, все персонажи книги – полностью вымышленные! Гы!)) Автор просто использовался исторические имена, но сами персонажи не соответствуют их описанию, даже в тех источниках, которые он изучал, а именно «Анналы» Тацита и «Жизнь 12 Цезарей» Светония. Что касается достоверности исторического фона: как только в книге появляется персонаж – Лигия, сразу становится ясно, что никакой исторической достоверности в книге нет! Гы!)) Лигия – дочь царя лигийцев! А кто такие лигийцы? Гы!)) А это, как выясняется, доисторические (саблезубые) пшеки! Гы!)) Автор не стал заморачиваться в придумывании имени (хотя и обмолвился пару раз, что в ее племени, звали девушку Каллина), а назвал ее Лигия. То есть, если полячка – значит зовут Полька! Гы!)) Способ, каким Лигия попала в семью Авла, сам по себе абсурден. Но не менее абсурдна ее дальнейшая жизнь в этой семье! Мало того, что они ее вырастили, они еще и научили ее грамоте, языкам и до кучи, обратили в христианство! Вот это уже нонсенс! Гы!)) Хотя бы потому, что женщины в Риме того времени, считались собственностью мужчин, а грамоте их учить было запрещено, даже в знатных семьях! Гы!)) На историческом фоне эпохи Нерона, помимо основного сюжета, автор развивает тему жизни доисторических (саблезубых) христиан. Данную тему автор также развивает достаточно вольно, не считаясь с историческими свидетельствами и научными исследованиями. Саблезубые христиане описаны автором довольно бутафорски. Сама суть религии оставлена за рамками повествования, поэтому, читая книгу, создается впечатление, что саблезубые христиане – это сборище умалишенных ботанов, размножающихся почкованием либо неограниченно прибывающих с другой планеты, ибо среди радующихся жизни римлян, адептов новой религии быть не может! Гы!)) Мучения и казни христиан описаны с особой жестокостью и морем крови, но не внушают доверия и, как следствие, сочувствия, поскольку автор не удосужился изучить элементарные законы природы, повадки животных и физиологию человека. Что касается проповеди Петра, где он призывает всех с радостью сдохнуть во имя искупления грехов римлян, а также его смерть и сравнение оной со смертью Христа, то все это может быть расценено как вопиющее богохульство! Слава Богу, автору хватило ума, не обыгрывать в сюжете момент распятия Петра в верх тормашками! Гы!)) Вообще, в книге описана «история» раннего христианства по версии католической церкви. Все эти казни, мучения и смерти апостолов были сфальсифицированы с одной целью – доказать первенство римской католической церкви! Гы!)) Это становится совершенно понятно, когда доходишь до момента нисхождения на Петра очередного откровения, где он говорит, что Христос велит ему основать его церковь именно в Риме! Гы!)) Хотя историки, в один голос утверждают, что Петр в Риме никогда не был, да и смерть Павла в Риме, также очень сомнительна! Гы!)) Два момента, связанных с религией, которые мне были совершенно непонятны из повествования, это во-первых: почему вдруг была спасена Лигия, хотя по описанию автора погибали тысячи христиан, в том числе женщины и малые дети, во-вторых: почему иудей Петр, покидая Рим и встретив Христа, заговорил с последним на латыни? Он что, охренев, разом забыл и арамейский и греческий? Гы!)) Ну и, совершенно неубедительно и непонятно обосновывается ненависть к христианам. С какой стати их вообще в чем-то обвиняли и за что казнили? Ну не по навету же какого-то грека-проходимца? Гы!)) И это в Риме, где фактически, было создано первое правовое государство, а перед законом были все равны! После падения же империи, средневековые христианские беспредельные государства, старались основывать свои законы именно на римском праве, безуспешно пытаясь достичь верховенства закона, вплоть до современности! Гы!)) Что касается жалости и сочувствия, то лично у меня, данные чувства вызвал только один персонаж – это Нерон. Автор так пыжился изобразить его злобным идиотом, что перегнул палку. Становиться понятно, что образ данного персонажа намеренно изображен негативно и что, вероятнее всего, человек-то он был весьма неплохой! Гы!)) Если почитать «Анналы» того же Тацита, то оказывается Нерон был довольно неплохим императором. Он заботился о народе, ввел налоги для богатых, а для бедных их сократил, боролся с коррупцией и злоупотреблениями власти, заботился о рядовых гражданах. Все эти истории о разврате и оргиях, скорее всего, были выдуманы позднее, католиками. Нужно ведь было очернить предшественников и показать, что христианство принесло людям большие блага (например – инквизицию). Гы!)) Однако, как утверждается в исторических документах, когда Нерон умер, о нем горевали как раз простые граждане и, в течение 20 лет после его смерти, появлялись разного рода лженероны, что говорит о том, что людям не хотелось верить в его смерть, а на народной любви к нему готовы были сыграть разные проходимцы! Гы!)) Умер, он кстати, довольно достойно, а последние его слова стали крылатой фразой: Qualix artifex pereo! Но вот автор, почему-то не приводит их на латыни! Гы!)) По прочтении всей книги, складывается впечатление, что вырезав всех христиан, Нерон в свое время, фактически спас Римскую империю от разрушения, ничтожества и разврата, которые последовали три сотни лет спустя. Если кто помнит историю, когда император Константин Великий сделал христианство государственной религией, почти 300 лет спустя, чуть более чем за 50 лет империя пала. И, как вы думаете, что наступило? Эра благоденствия и счастья? Гы-ы-ы-ы!)) Неа! Наступило средневековье! Гы!)) С инквизицией, сожжением еретиков (факелы Нерона отдыхают), гонениями на просвещение и науку, крестовыми походами и массовой резней братьев христиан-протестантов! Гы-ы-ы-ы!)) Ну и, чуть не забыл, пришедшие к власти христиане, решили стать наследниками империи (помните про Константинов дар? Гы!)) Про свое миролюбие они быстро забыли, а легионеров-христиан, сложивших оружие в битве, предавали анафеме! Гы!)) Отдельно хотелось бы написать о послесловии к данной книге. К сожалению автор данного опуса не указан, но он видимо тот еще петросян! Гы!)) Для начала, он делает небольшой исторический экскурс, после которого становится понятно, что к истории, книга Сенкевича не имеет никакого отношения, правда резюмирует, что мол, литератор, не обязан быть историком. Потом хвалит пейсателя за хорошее знание античных источников, говоря, что в некоторых моментах его книга дословно совпадает с Тацитом и Светонием, тем самым какбэ намекая на беспардонный плагиат! Гы!)) Затем пишет о поздравлениях Папы Римского из чего становится абсолютно понятно, что Нобелевскую премию Сенкевичу дали не случайно! Гы!)) Ну и в конце, указывает на то, что образованный читатель, разобравшись что и как, вдруг обнаруживает, что автор уж слишком заманчиво изобразил жизнь развратных римлян, а христиан показал тупыми овцами! Гы!)) Лично мое мнение – эта книга тот еще лол хитрого татарина! Гы!)) Он выполнил заказ католической церкви, срубил по тихому Нобелевскую премию, а дальше, как говорил Спиноза – «пускай потомки нас осудят»! Гы!)) Но если вы православный, читать эту книгу не советую! В виду явного перекоса в сторону католицизма, книга вызовет у вас праведное возмущение! Гы!)) p.s. Вообще, в книге очень много разных нелепостей, то ли фейлов автора, то ли его лолов! Гы!)) Сначала я их выписывал на бумашку, но их накопилось столько, что вписать их все в рецензию, означало бы сделать ее по объему равной самому произведению. Но на один не могу не обратить внимания! Когда тупой Виниций, во время пожара Рима, добежал до Заречья, чтобы спасти Лигию и зашел в ее кубикул, то обнаружил там: «капитий, узкий корсаж, который женщины надевали прямо на тело», который он, грязный извращенец-фетишист, прижал к губам ну и т.д. Гы!)) Тут я вспомнил, что где-то уже встречал это слово ранее, вернулся по тексту назад и нашел вот этот отрывок: «И через минуту вышла из кубикула, где, видимо, готовилась прилечь, - на ней была только облегающая тело туника, которую в древности называли "капитий", плотно облегавшая грудь, и волосы были не подвязаны. При ее появлении сердце Виниция забилось чаще…» - это про Лигию! Однако, меня обуревали сомнения, поэтому залез в инет и нашел определение: «капитий, часть женской одежды, плотно облегавшая верхнюю половину туловища (лиф, корсаж)». Получается, Лигия вышла к Виницию в одном бюстгальтере! Неудивительно, что сердце у него забилось чаще! Гы-ы-ы-ы!))
|