Новичок
1 |
РЕЦЕНЗИИ участников Книжного Марафона. Финал на книгу Генрика Сенкевича "Камо грядеши?" xks → финиш 9 апреля 2013 в 13:06 | рецензия скрытый текст… Для начала хочу обратить внимание на стиль написания автора: так как роман исторический большинство ключевых действующих лиц являются реально существовавшими в прошлом людьми. Наименования предметов/помещений и рабов (в зависимости от выполняемых ими действий) принятые в древнеримской империи и в изобилии использованные автором с успехом передают атмосферу той эпохи. На протяжении действия всего романа чувствуется его необычайность и оторванность от современных дней. Все это не помешало автору сделать роман остросюжетным – он читается на одном дыхании и если бы я не набирал его то скорей всего прикончил бы за один день . Сразу видно – произведение не создавалось тяп-ляп, абы продавалось, но является результатом кропотливого труда на протяжении долгого времени. От прочтения получил массу удовольствия так как ощущал что автором взвешено буквально каждое написанное слово. Детальное описание эпичных событий романа дает возможность живо представить величие происходящего действия. Но еще больше мне понравилось как автор раскрывает внутренний мир главных героев – каждый имеет свой характер: расчетливый и умудренный жизненным опытом Петроний, горячий и вспыльчивый Виниций, лживый и трусливый Хилон, простодушный Урс, по-детски наивная и светлая Лигия и конечно же жестокий, безумный и кровожадный Нерон; каждый из них уникален и изображен автором в полноте красок. Г. Сенкевич изображает римских патрициев при дворе Нерона как свору готовых вцепиться при любом удобном случае друг другу в глотки собак, лишь бы хоть на секунду получить милость императора. Они совершенно не ценят человеческую жизнь, понятие личности им неведомо. В то же время каждый из них живет в страхе сказать что-то, что может не понравиться «божественному» - это может привести к скорой смерти; поэтому каждый из них спешит угодить Нерону, используя лесть или унижая окружающих его августиан. Автор показывает утопающую в роскоши и разврате элиту как не имеющих духовных ценностей, не думающих ни о чем «высоком» людей. Цитата: «Виниций выпил и свалился в бесчувствии. Большинство гостей уже лежали под столами, другие нетвердыми шагами бродили по триклинию, иные спали на ложах, громко храпя или изрыгая в полусне излишек выпитого вина, - и на охмелевших консулов и сенаторов, на перепившихся всадников, поэтов, философов, на спящих пьяным сном танцовщиц и патрицианок, на все это общество, еще всевластное, но уже лишенное души, увенчанное цветами и предающееся разврату, но уже теряющее силу, из золотой сети под потолком сыпались и сыпались розы.» Нерон, возглавляющий это общество, представлен неимоверно лживым кровожадным и безумным. Он готов убить всякого, кто не так похвалит его стихи или пение, а не дай Бог кому-нибудь заснуть при выступлении императора – его ждет неминуемая смерть. Вероломство «божественного» не знает пределов – отдав приказ сжечь Рим для того чтобы закончить поэму Нерон обвиняет невиновных христиан в своем злодеянии и по его приказу их бросают в тюрьму и ведут на казнь. Смерть их при этом прорисовывается во всех красках и на протяжении не одной главы книги – одних пожирают дикие звери; других распяли на крестах а третьих спалили как факелы… Я мог бы еще долго описывать его злодеяния но я не хочу уделять много внимания вызывающей неприятные ощущения части книги. На фоне всего этого безумства автор изображает христиан мучениками. Каждый из них не проронил ни звука мольбы принимая смерть – они только стояли на коленях (или висели на крестах) и молились Христу. Со слов автора становится очевидным что молитвы их были услышаны и хотя никто и не был спасен, Господь даровал им безболезненную смерть и каждый из них умирая (со слов Хилона) видел Воскресение… Чистоту и свет христианского учения также очень хорошо подчеркивает сюжетная линия Хилона, которого простили за предательство и за науськивание Урса на убийство Главка. Тем не менее это не помешало ему опять предать, на этот раз всех христиан – но Главк горящий на кресте все равно простил его в последние секунды жизни. В итоге Хилону, всю жизнь стремившемуся к богатству любой ценой, становится понятно что истинное богатство – это душевный покой и он принимает крещение от апостола Павла и идет на смерть уже не отрекаясь от Христа. Очень хороший контраст между христианством и языческим обществом создает автор с помощью Петрония. Арбитр изящества, ценящий наравне и красоту окружающих его предметов, и красоту женщин и красоту произведений искусства сначала кажется достойным подражания – но нет. Все же и он не уверен в завтрашнем дне, так как зависит от сиюминутной прихоти безумного Нерона и хотя не боится смерти - полной жизнью не живет так как в ней отсутствует любовь к богу. Он даже сравнивает свою жизнь при Нероне с жизнью Хилона – будучи всемогущим патрицием он все равно вынужден заискивать и льстить как последний бродяга чтобы иметь возможность к существованию. Петроний осознает всю полноту картины но в то же время не пытается ничего изменить для себя. Цитата: «И он задумался над тем, что этот мир, основанный на насилии и такой жестокости, на какую даже варвары не были способны, мир, погрязший в преступлениях и диком разврате, не может устоять. Рим был владыкой мира, но также язвой мира. От него несло трупным зловонием. На этой прогнившей жизни лежала тень смерти. Не раз толковали об этом между собою августианы, но никогда еще Петроний так остро не сознавал, что горделивая колесница с триумфатором Римом, влачащая за собою сонмы народов в цепях, катится в бездну.»Мученическая смерть апостола Петра, сначала решившего покинуть Рим чтобы нести и дальше учение в массы но встретившего Христа и повернувшего его обратно в Рим после легендарной фразы «Камо грядеши?» изображает окончательную победу христианского учения над безумной жизнью римского народа. Цитата: «Петр слушал слова молитв, и лицо его все больше светилось радостью - ведь он едва мог обнять взором тысячную толпу верующих. И чувствовал он, что исполнил свое дело, и знал уже, что истина, которую он всю жизнь проповедовал, зальет все, подобно как волны морские, и ничто уже ее не остановит. С этою мыслью поднял он глаза к небу и молвил: Господи, ты велел мне покорить этот город, владыку мира, и вот я его покорил.»Все же самая яркая на мой взгляд в романе является судьба Виниция. Сначала он хотел видеть Лигию свое наложницей и только под влиянием христианской веры и любви душа его путем длительных мучений постепенно преобразилась. Изначально он понимал лишь язык силы, далее жестокость его ставится автором в противовес любви к Лигии и он готов бороться с собой лишь бы быть рядом с любимой. Но он понимает что пропасть разделяющая их – это ее вера и ее Бог. Часто противореча самому себе, Виниций постепенно находит истинную для себя дорогу и становится христианином. Цитата: «И радость смешивалась у него со страхом потерять то, что он обрел, и страх этот был так велик, что, когда Лигия опять поднесла ему воду и его охватило желание сжать ее руку, он побоялся это сделать, да, побоялся, - он, тот самый Виниций, который на пиру у императора насильно лобзал ее уста, а после ее побега клялся, что потащит ее за волосы в кубикул или прикажет стегать плетью.»Я до последнего решающего момента на арене не верил что автор оставит жизнь Лигии – мне казалось что она погибнет вместе с тысячами христиан. Подробно описываемые массовые казни на протяжении нескольких глав не оставили во мне ни капли сомнений. Сорвавшийся план побега с выносом в гробу ее «трупа» из тюрьмы только подтвердил мое предположение. И все же она была чудом спасена и Любовь восторжествовала Г. Сенкевич хочет сказать нам своим романом следующее: при всем своем казалось бы безграничном могуществе древние Римляне (Цитата: «Да, во всем мире не было человека, который бы дерзнул подумать, что это могущество не продлится во веки веков, не переживет все народы и что ему сможет что-либо на земле воспротивиться.») были настолько морально ущербны что просто не могли жить полноценной жизнью. В то же время образ христианства, противопоставляемый им, прорисовывается автором с первых страниц как нечто светлое и во всех отношениях благодатное. Еще в доме Плавтиев Петроний увидел всех в лучах заходящего солнца удивительно умиротворенными и подумал, что ранее не видывал такой картины. Далее Акта, глядя на спящую Лигию, подумала что возможно Нерон и не является божеством вопреки общественному мнению, а такой же человек как и все а дворец его всего лишь груда камней – такой умиротворенной была лигийская царевна даже находясь под угрозой плена. После следует прощение Хилона, которого обычный человек за его злодеяния убил бы долгой мучительной смертью. Потом легионы невиновных осужденных на смерть Нероном людей погибают во имя Христа не проронив ни звука (ни один!!!) на протяжении нескольких дней (так много их было). И в завершение спокойная и уверенная смерть апостолов Петра и Павла – они видят по многотысячной толпе окружающих их христиан что Рим покорён и в скором времени станет столицей Иисуса. Смерть не является для них концом, а напротив представляет собой возможность отдохнуть в Царстве Небесном от мирских дел в обществе создателя. Важно также подчеркнуть, что любовь Виниция, изначально являвшаяся проявлением похоти к привлекательной фигуре Лигии под воздействием учения Христа, пусть и не сразу, но преобразуется в любовь к ее душе. В итоге она несет несравненно большее наслаждение для молодого патриция, нежели если бы ему удалось захватить Лигию силой. Завершая добавлю ложку дегтя: мне не понятно, откуда взялись тысячи христиан рядом с казнимыми апостолами после массовых репрессий. Ну да, конечно было сказано что после амфитеатров люди шли домой и задумывались что же видели христиане умирая и что это за божество дает возможность не чувствовать боли. Из этого можно предположить что некоторые из них приняли учение Иисуса. Но за такой короткий срок тысячи… Еще для меня является неприемлемым навязывание автором благодатности христиан без подробного разъяснений причин, почему их вера является благом. Просто все христиане изображены в романе умиротворенными потому что чтят Христа – и все. Конечно на фоне бузумств Нерона это очевидная благодать. Пару раз мне казалось что автор поднимает интересные вопросы, дающие пищу для ума. Цитата: «Ошибаешься ты и считая их справедливыми, – ведь если за зло мы будем платить добром, то чем же платить за добро? И вдобавок, если и за то, и за другое плата одинакова, тогда зачем людям быть добрыми? – Нет, плата не одинакова, но воздается она, согласно их учению, в будущей жизни, а не в земной, преходящей.»Цитата: «– Она верит в бога единого, всемогущего и справедливого, – повторил Петроний, уже снова сидя в носилках рядом с Виницием. – Если ее бог всемогущ, стало быть, он властен над жизнью и смертью; а если он справедлив, стало быть, ниспосылает смерть правильно. Так почему же Помпония носит траур по Юлии? Скорбя о Юлии, она ропщет на своего бога.»Но этими цитатами все и заканчивается - ответ в загробном мире. На протяжении всего романа автор выражает свой взгляд не оставляя места для возможных спорных моментов и места для рассуждения. От книги нобелевского лауреата в этом плане я ожидал большего. Я надеялся что в голове моей будет не один день после прочтения роится туча мыслей и сомнений по поводу переосмысления взглядов на те или иные аспекты бытия. Резюме: в целом книгой очень доволен, от прочтения получил массу удовольствия, ставлю +++, советую читать друзьям и все такое Deschain → финиш 10 апреля 2013 в 19:27 | рецензияскрытый текст… Они защищаются терпением. Они умирают так, как если бы преступниками были те, кто их осуждает на смерть, - то есть мы и весь римский народ
Камо грядеши отправляет нас во времена падения римской империи и показывает нам начало христианского движения, какими были первые христиане, описывает их быт, то, как живут другие жители рима, и почему были предприняты безжалостные попытки это движение искоренить. Рим - величайшая древняя империя, но несмотря на всю славу, это было жестоким, варварским местом. Не существовало никаких прав человека. С рабами можно было делать все - в порочной, развратной и какой угодно форме воздействия. Верховенство правителя рима перекрывало закон по значимости, а закон был лишь условностью, и его редкие проявления были нужны, чтобы сдерживать время от времени толпу. Во времена правления Нерона в Римской империи закон был непредсказуем, полон садизма и кровожадности. Основная сюжетная линия включает в себя двух персонажей, которые являлись членами римской верхушки: придворный Петроний, и его племянник Марк Виниций, военный офицер. Петроний - "арбитр изящества", эстет. Видел в жизни всю ее красоту и ценил каждый момент. Он являлся доверенным лицом Нерона, и должен был быть постоянно начеку: уговаривать, лстить, обманывать и манипулировать Нероном ежеминутно, так как от этого зависела его собственная жизнь. Виниций влюбляется в заложницу христианку Лигию и рассказывает об этом Петронию, и тот разрабатывает план, где происходит ситуация, в результате которой Лигия попадет к Виницию как наложница. Но план не срабатывает и происходит ряд событий, из-за чего Марк попадает к христианам, которые укрывали Лигию. И мы становимся свидетелями той любви, которая постепенно меняет мировоззрение молодого патриция, и превращает его из римского трибуна язычника в христианина. И если раньше он хотел видеть Лигию своей наложницей, то теперь сам был готов стать ее рабом. В повествовании романа нам встречаются второстепенные персонажи, играющие также важную ключевую роль, и их подробное описание добавляет еще больше контраста при прочтении: Хилон - Мелочный и алчный делец, который в итоге не выдержал тяжести предательства и просто сдался. Его превращение в христианина - самая важная часть романа. Нерон - Жестокий правитель, одержимый манией величия. Ослепленный окружающей его лестью, мнил себя талантливым артистом. По сути эта сторона глупости и была причиной всех бед, и его падения. Урс - Широкоплечий Лигиец, великан силы неимоверной, способный свернуть голову быку. Практиковал новое учение "христианство" и жил с весьма простой философией. На протяжении всего романа охранял Лигию. Петр и Павел - последователи Христа и свидетели его Воскресения. Ответ на вопрос "Quo vadis, Domine?", вернувший Петра в Рим принять мученическую смерть. Это же предание так же повлияло на название романа. Рим сожгли, возможно по приказу Нерона, по крайней мере эту идею он выразил вслух, он считал: чтобы открыть "двери эмпирея", нужен реальный образ, художник должен сам испытать страдания. Чтобы отвлечь римлян, под давлением Тигеллина и Поппеи он решается обвинить во всем христиан. Специально для игр были выстроены новые амфитеатры, в Рим доставляли животных со всего мира: львов, тигров, молосских псов и свирепых туров. Тысячи мужчин, женщин и детей заперли в подземелье, и в последующие дни они были распяты, сожжены заживо, и разорваны дикими животными. Зрелище было настолько ужасным, что даже римлян стало от этого тошнить. В результате против него подняли восстание под предводительством Виндекса, на улицах Рима уже провозгласили Гальбу императором, и Нерон был вынужден скрываться на вилле за Номентанскими воротами. Когда до них дошли известия о приговоре, он не дожидаясь участи, был заколот собственным вольноотпущенником. Некоторые исторически достоверные факты были искажены, некоторые были придуманы. Пробелы в истории заполняли заблуждениями, появлялось расхождение мнений, так например некоторые описывали Нерона, как превосходного администратора и правителя, другие называли его врагом человечества. Марк и Лигия были полностью вымышлены. Тем не менее все персонажи и события описаны очень убедительно. Определенно достойная книга, носящая эпический характер, первый в мире бестселлер, за которую автор получил Нобелевскую премию по литературе. Рекомедую к прочтению! Lelick → финиш 12 апреля 2013 в 13:27 | рецензия скрытый текст… Невольно изречёшь: o tempora, o mores! — Когда поразглядишь, какая в жизни горесть Н.А. Некрасов Генрик Сенкевич в своем романе «Камо грядеши?» предлагает нам окунуться в древнюю эпоху правления Нерона. Автор представляет нам Рим, погрязший в праздности и разврате. Граждане бездельничают, получают хлеб с маслом от императора, смотрят его выступления (порой невыносимо позорные для Рима), хвалят его, а взамен получают возможность дожить до завтрашнего утра. И между всем этим разгорается история любви двух сердец. Виниций – храбрый (в разумных пределах) воин, но, вот беда, потерял голову от вида Лигии, которая к его сожалению (а еще больше, к сожалению его наставника Петрония) «не от мира сего». И, вместо того, чтобы разобраться по уму, полезли эти двое в чужой монастырь, да со своим уставом. И тут такое началось. Драки, предательства, погони... в общем, вся прелесть того времени... и все ради любви! Романтика! Но в итоге жили они долго и счастливо, и было у них много-много детишек. А эпоха в то время была действительно зловеща. Нерон – трусливый нарцисс и самодур. Ему не интересна война, захват новых земель и народов, тридцать легионов и без него справятся с этим. Он же желает подарить Риму безмятежное наслаждение искусством, а так как считает, что высшее искусство это он сам, то в первую очередь собой. Он находится в вечном поиске, чего бы это такого сделать, чтобы потом описать в своих стихах и песнях и прославить себя на долгие века. И римскому народу плевать на весь остальной мир. У них есть хлеб с маслом, сам император веселит их своими бездарными выступлениями. (Хотя конечно они могли быть очень даже искусными, но у нас ведь есть Петроний – арбитр изящества и искусства. И раз уж он говорит уходя из жизни: «...Будь здоров, но не пой, убивай, но не пиши стихов, отравляй, но не пляши, поджигай, но не играй на кифаре...», значит, Нерону действительно не стоит этого делать! Тем более, как известно, на смертном одре открываются самые сокровенные тайны, и врать здесь как-то нелепо. И все интеллигенты римского общества либо согласны с Петронием, либо вообще никак не ценят искусство, окружая императора лестью, чтобы получить благосклонность.)Ну и конечно итогом такой жизни может быть одно единственное: «Зажрались!». И вот, то самое «Зажрались!» приходит к Нерону. «Эх, скукота, скукота, – думает он, – скукотища... может дом спалить... да что там дом? может город... да что город? Рим!?». И тут же находится Тигеллин, которому ну страсть как хочется побыть «у руля», и со словами: «Намек понял. Будет сделано!», осуществляет великую задумку императора. Но народ, почему-то недоволен. Ну и в гневе от недовольства народа император решает спихнуть вину поджога на кого-нибудь еще. И тут под горячую руку попадаются христиане, пугающие своим образом жизни, и попирающие образ жизни римского народа. И гнев народа, и гнев императора обрушивается на этих бедных овечек. Но христианам до их гнева оказывается недосуг. Они смиренно принимают все муки и страдания, которые им уготованы Нероном. Нет, конечно, христиане не были бы так спокойны, если бы ни Петр и Павел, видевшие Христа своими глазами. Они, действительно поняв и приняв его учение, вели людей к истине и блаженству неземной жизни. И Криспу, вопящему, ударяя себя кулаком в грудь: «Покайтесь! Ибо грядет...», они отвечали: «Впустите в сердце любовь Господа нашего Иисуса Христа...» И люди спокойно принимали муки во славу милосердного Бога, взамен получая блаженство неземной жизни, а заодно вводя в недоумение чуждый любви народ. Но не так-то просто призвать к порядку и любви бездушный и развращенный народ, годами (если не веками) опустошавший свои души, ради наполнения наслаждениями тела и разума. (Это можно увидеть на примере Хилона, который настойчиво испытывает терпение христиан. Придав один раз и получив прощение, он снова предает, но уже по-крупному. Но он не думал, что «зажигая спичку, чтобы распалить костер (мести Виницию), рядом окажется сто-пятьсот тонн пороха (коварства и кровожадности Нерона), которые вмиг вспыхнут». Осознав масштаб трагедии, Хилон кается, и понимает, что действительно грядет... По воле Христа рядом оказывается Павел, который прощает его. И недоумевающему Хилону ничего не остается, кроме как впустить в сердце любовь... и отдать свою жизнь во славу Христа.)Апостол Петр, уставший и обессиленный, хотел было уйти, но к счастью, повстречал по пути Христа, который в очередной раз пристыдил его сказав: «Раз ты не хочешь принять муки ради спасения душ овец моих, придется мне это сделать во второй раз!». Апостол одумался и вернулся. И с новой силой стал проповедовать. И апофеозом его стараний, предстает сцена, достойная особого внимания. Апостола Петра ведут на казнь. И верующие выходят проводить его в последний путь. И верующих становится столько, что стража начинает бояться, что их самих сейчас казнят. Но все идут спокойно. Никто не пытается вырвать Петра из рук «правосудия». И Петр понимает: «Вот она победа!» Ведь теперь не только он, но и все, кто его провожает, знают, что он отправляется не на казнь, а на заслуженный отдых в обитель любви и блаженства, чтобы воссесть одесную Христа. Ну и какой дурак стал бы лишать любимого Петра этого счастья? И Петр видя, что дураков нет, со спокойной душой и чистой совестью увидел воскресение, как и все христиане, с блаженством принимающие казни на глазах у всего римского народа и Нерона. Ну и напоследок, хочется отметить способ изложения этой трагической истории любви Виниция и Лигии со счастливым концом. Автор помещает своих персонажей в реальную историю древнего Рима и довольно уверенно переплетает факты и вымысел. Это позволяет воспринимать роман, не просто как очередную вымышленную историю, но как правдивую историю, произошедшую в те далекие времена. Также автор не позволяет почувствовать, будто ты оказался в той злобной эпохе. Периодически, он голосом историка напоминает, что это было давно. И это успокаивает, так как, действительно, читая красочные описания тех времен, не очень-то хочется оказаться в них. P.S. Оказаться-то оно конечно не хочется. Но глядя, как мы живем сейчас... Невольно хочется вскрикнуть: «Покайтесь! Ибо грядет...», и услышать спасительное: «Впусти в сердце любовь господа нашего Иисуса Христа...». Kenichi → финиш 18 апреля 2013 в 16:55 | рецензия скрытый текст… С самого начала книги обращает на себя очень неспешная манера повествования. Множество деталей, разнообразных подробностей, пространные описания. Таким образом, одно даже самое небольшое событие растягивается на достаточно большое количество отрывков. Местами, особенно когда не происходит как-нибудь «активных» действий, развитие сюжета оказывается несколько затянуто. Впрочем, стиль изложения очень напоминает отечественных классиков наподобие Достоевского или Толстого. Такие пространные и обширные рассуждения, рассмотрение в чем-то философских вопросов, постановка серьезных проблем. Основная концепция этого романа заключается в следующем: на фоне реальных исторических событий описываются жизнь некоторой выбранной группы лиц. Посредством взаимодействия героев произведения автор пытается передать атмосферу той эпохи, что ему с успехом и удается. В целом сюжет хотя и кажется на первый взгляд довольно простым, но при этом достаточно хитро закручен. В ключевых точках до последнего момента неясно что же произойдет дальше, удастся ли задуманное, а если сорвется, то по какой причине. Есть неожиданные повороты, меняющие ход повествования. Довольно забавно было читать описание «детективного расследования», действие которого перенесено в начало века. Несколько напоминает пародию на современные детективы. Одной из основных идей автора является задумка показать всю ущербность «нового учения», его отрицательные стороны и проблемы, к которым оно приводит. Он показывает, как оно превращает людей в зомби, перестающих мыслить самостоятельно и повторяющих догмы, заложенные извне. Вскрывается то, что последователи этого учения на самом деле представляют собой секту самых настоящих фанатиков. В результате вместо того, чтобы предпринимать какие-то действия и влиять на происходящие события, люди занимаются тем, что пассивно наблюдают и надеются, что «кто-то» сам все устроит. При этом некоторые из них настолько поворачиваются на этом деле, что запрещают все подряд и осуждают все на свете, грозя всем страшными карами (примером такого персонажа выступает Крисп). В качестве одного из инструментов для демонстрации этой идеи выбрано повторение: все «основы» этого учения повторяются помногу раз, иногда в одной и том же виде, иногда в разных вариациях. Или какое-нибудь одно утверждение склоняется на протяжении всей книги на все лады, причем в какой-нибудь очень раздражающей форме. Целью всего этого является вызывать негативную реакцию и отторжение у читателя. Впрочем, рядовые жители Рима, язычники, тоже показаны с самых худших сторон: они жадны, развратны, жестоки, завистливы, глупы и тому подобное. Единственный нормальным человеком в романе является Петроний, «арбитр изящества». Он умен, образован, по-настоящему любит искусство и действительно разбирается в нем, при этом интеллигентен и ведет себя соответствующе: не предает, не обманывает, не доносит. И самое главное, что при этом не является последователем «нового учения». Он не отвергает его, но и не принимает, признает, что в нем есть и какие-то положительные стороны, но видит и недостатки. Таким образом, посредством данного персонажа автор демонстрирует читателям, что в действительности все дело в самом человеке, а в его вероисповедании. Еще одна из идей, лежащая в основе и проходящая через все произведение, заключается в том, что все совершенные ошибки, даже самые мелкие и, казалось бы, незначительные, имеют далеко идущие последствия. Причем для исправления требуется приложить чрезвычайно большие усилия, а некоторых из них уже никак невозможно исправить. И самое главное в том, что они влияют не только на одного отдельно взятого человека, совершившего их, но и на всех людей, его окружающих. Для демонстрации это в произведении хорошо простроена цепочка причинно-следственных связей. И напоследок хотелось бы отметить некоторые бросающиеся в глаза «прототипы персонажей»: Хилон — явно второе воплощение Иуды, Урс представляет собой Геракла, а Виниций и Лигия чем-то напоминают Ромео и Джульетту, также на их пути друг к другу возникает множество препятствий, вот только их история заканчивается на удивление благополучно. Итого, эта книга достаточно неоднозначна и может вызвать множество споров, но написана «фундаментально», со знанием дела. Есть о чем задуматься после прочтения. iOlga → финиш 18 апреля 2013 в 21:33 | рецензия скрытый текст… Начну с того, что примерно тысячу раз я пожалела о том, что посмотрела фильм до прочтения книги. Потому что обычно я получаю кайф от разгадки сюжета, а тут уже я всё знала: что чем закончится… А так бы столько всего можно было бы предположить!.. В общем, ограничила себе полёт фантазии. Но при всём этом я ни разу не пожалела, что прочитала книгу.
Книга представляется мне миксом моих двух любимых произведений «Спартак» Рафаэлло Джованьоли и «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова. «Спартак» люблю за исторический разворот событий, «Мастера и Маргариту» - и за историю, и за точку зрения автора на события, касающиеся Иисуса (и ещё за Мастера). Ну и, конечно, моя любимая «Матрица»! (В роли Нео – Виниций. В роли Сайфера – Хилон (ну и немножко Петроний претендует на эту роль). В роли Тринити – Лигия. В роли Пифии - Апостолы).
Само чтение захватывает, интригует. Понравилась мне фишка с письмами. Когда читаешь письмо – совсем по-другому, чем когда просто повествование. (Интересно же чужие письма почитать!)
В такой трагичной, на мой взгляд, книге удалось-таки Сенкевичу немного и пошутить. Моментов таких хоть было и не много, но смеялась я долго. Ирония и сатира в основном касалась Хилона: - Разве не бывает так, что боги вместо того, чтобы наблюдать за тем, что происходит на земле, играют в шашки. - У Фортуны вообще повязка на глазах. Ну и боги были у римлян.
Ещё немного шуток: «Хилон распластался у стены так, что стал не толще слоя штукатурки». (классная шутка, вполне современная для нашего времени) Виниций: «Хилона, возможно, не убили потому лишь, что в этот день был какой-то праздник или какая-то четверть луны, при которой христианам не дозволялось убивать».
Ну а теперь мысли, всплывающие по ходу прочтения:
Поначалу поражала резкая перемена в желаниях и мыслях Виниция по отношению к Лигии: то люблю, то убью. Перемена эта, кстати, классно описана автором.
В произведении чётко просматриваются два разных «мира любви»: один – любовь рабыни к господину (получается наложница), второй – «смерть, а не позор». Причём, любят и там, и там.
И да! – женщина любит ушами – судя по тому, как каждый раз таяло сердце Лиги после очередного признания Виниция, несмотря на всё, что он понаделал до этого.
Петроний, хотя и претендовал на роль Сайфера из «Матрицы» тем, что не мог отказаться от роскоши, хотя и понял уже, что всё это временно и зыбко; и даже поленился на 100% защитить Виниция. Но всё же одержал победу: несколько раз в своих беседах с императором он рисковал собственной жизнью ради Виниция, Лиги и всех христиан.
Ну и ещё пара моментов, которыми хотелось бы поделиться.
Первый касается внутренней перемены Виниция. Вообще, Сенкевич, на мой взгляд, - профессионал в раскрытии внутренней борьбы. Виниций боролся - «Я или Христос?», Лигия - «Чувствовать себя виноватой или быть счастливой в любви?», Хилон – «Выбирать то, что выгодно, или жертвовать?», Петроний – «Быть ли подпевалой у императора?». По определению, христианство – религия, ориентированная на бедняков, обделённых; быстрее у них находит отклик. Богатому трудно её принять: слишком от многого надо отказываться. С этим столкнулся Петроний. Внутреннюю борьбу и перемену в душе богатого Сенкевич очень хорошо показал через мысли Виниция. Серьёзные перемены наметились в Виниции благодаря любви, когда ему не дали умереть, несмотря на всё его зло. И причём умереть не дали не только ему, но ещё и не убили Хилона (выгоды христианам в этом уж точно никакой не было). Именно в доме у христиан у Виниция начались «победы над собою». Виниций потихоньку начинал смотреть на мир другими глазами, впервые он стал думать о ком-то кроме себя и беспрекословном исполнении своих желаний. И вот так потихоньку он вышел из «матрицы». Эвнике из рабынь удалось выбиться в хозяйки всех владений Петрония. Но Сенкевич не восхищается этим. Она, как и Атна, - лишь наложница, а Лигия – нет! И сам Виниций постепенно это понимает: любая женщина с радостью пойдёт к нему, даже если он возьмёт её силой, но Лигия – может быть только жертвой в его объятьях, и никогда он не сможет рассчитывать на её взаимость. В душе Виниций боролся с христианством, потому что оно стояло между ним и Лигией, и с Христом – потому что нужно было делить Лигию с ним. «Желать приятно, но ещё приятнее быть желанным» - Сенкевич показал: одно дело – любить самому, а другое дело – когда любят и тебя. И вот Виниций понял, что даже если возьмёт Лигию силой, никогда не сможет быть настолько счастливым, как если бы завоевал её любовь. Ну а для этого ему ещё и надо было стать христианином…
Второй момент – касательно христианства. В те времена христианство – ещё секта, где-то на границе между Ветхим и Новым Заветами. И как верно заметил рецензент, отписавшийся в конце книги, христианство тех времён сильно отличается от традиционных современных конфессий. Тогда было важнее любить Бога, чем ждать от него помощи. Тогда крестили за искреннее раскаяние, осознание своей грешной природы. (Это, кстати, очень хорошо показано в фильме 2001 года. Осознал, раскаялся – тут же крестят.) Причём отъявленных подлецов всё равно любили, сейчас же больше судят.
Помочь такому грешнику как Хилон смог подобный ему в прошлом Апостол Павел (также как помогает бывший курильщик Аллен Карр бросать курить другим): «Я тоже ненавидел Его». Такие люди оказывают гораздо большее влияние и способны больше помочь, порой, чем те, кто с подобными проблемами не сталкивался.
Интересен ещё один момент: как к грешникам относился Крисп, и как к ним относились Апостолы. Крисп к греху был беспощаден. За любовь Лигии к Виницию: «он показал ей все ничтожество и никчемность ее души, о чем она прежде и не подозревала». На что Апостол Пётр сказал Лигии: «Нет греха в любви между мужчиной и женщиной. Пока глаза того, кто тебе мил, не откроются свету истины, до тех пор, дитя, ты избегай его, дабы он не ввел тебя во грех, но молись за него и знай, что в любви твоей нет вины. А твое желание бежать от соблазна будет тебе зачтено». Похожая ситуация была и при мученической смерти христиан, когда Крисп сказал мученикам: «Но тот из вас, кто думает, что одной лишь смертью искупит вины свои, тот совершает новый грех и будет ввергнут в вечный огонь». (Хотя с этим не могу не согласиться: а то есть такие, кто думают: «извинюсь перед смертью – и пойду в рай») Но Апостол поддержал их: «Христос велел любить людей сильнее, нежели ненавидеть зло, ибо учение его есть любовь, а не ненависть» - просто бесспорно! (не добавить, не убавить) Иногда желание – уже «зачёт». Главное, чтобы было оно искренним, а не для галочки.
Ведь Бог справедлив! На этот счёт у меня есть анекдот: «Один человек очень хотел попасть в Царство Небесное и очень просил Бога об этом перед смертью. Бог справедлив! И человек этот попал в место, где все очень хотят попасть в Царство Небесное».
Одно грустно, что о том как умер Иисус Апостол Пётр рассказывал гораздо больше, чем о том, как он жил. Ценить Иисуса стали, только когда он умер. По этому поводу очень мне понравилась позиция Сенкевича, которую он, как мне кажется, выразил в словах Урса: Если б Иисус у нас родился, мы б его не замучили. Да-а, стоит задуматься, что было бы, если бы его приняли. Виниций тоже заметил эту особенность христианства: «Жизнь у них начинается с приходом смерти». Это, конечно, так, но качество жизни ТАМ напрямую зависит от качества жизни ЗДЕСЬ. Ведь те, кто рассчитывал на жизнь с Иисусом там, они ведь не в своё удовольствие жизнь проживали, а многим жертвовали, в том числе и собой. В общем, не верю я, что можно жить как хочешь, а сказав перед смертью «Мне очень жаль за всё, что я сделал в своей жизни не так», - попасть при этом туда же, куда и те, кто реально жертвовал и жил ради других.
И не смерти нужно бояться, а жизни. Ведь, что сделано – то сделано, -- таково и место после смерти. Кого бояться-то, как не себя и собственных поступков? Бог же не судья; сами себя загоним, куда захотим.
Не Бог устроил гонения на христиан, но даже такие страшные испытания Он смог обратить в победу христианства: ещё больше людей увидели силу их духа и любви (не смотря на то, что казалось, что они будут уничтожены). Также и смерть Иисуса не была первоначальным планом (ведь Бог готовил целый народ, чтобы он принял Иисуса, а не чтобы распял; просто предали все, включая самых ближайших последователей. Если бы Бог хотел, чтобы Иисуса просто распяли – можно было просто послать его каким-нибудь канибаллам. Зачем стараться – и избранную нацию веками готовить?), но даже эту ужасную ошибку Бог обратил в духовную победу!
И просил Иисус о том, чтобы чаша сия его миновала, не из слабости (как многие думают), а потому, что понимал, что Богу нужно другое, что при жизни можно сделать гораздо больше. Не для себя просил он там, на кресте. Но когда понял, что ни одного человека рядом с ним не осталось, тогда отдал себя без колебаний за их грехи. Ведь если бы не их грехи, то и не пошёл бы на крест. Бог работает через людей: через Урса он спас Лигию; через апостолов и учеников спас бы и Иисуса, но никого не оставалось… через кого спасать?
Да, и ещё: христиане в те времена были полны грусти – не за себя, за других. А в наши дни: они полны радости, что «слава Богу, сами спаслись». И всё ходят и напоминают с крестом на груди: «вот, мол, на кресте убили Иисуса. Не зря умер! За мои грехи!». Я как-то в таком напоминании не нуждаюсь…Трудно вообще об этом забыть. Это ведь орудие казни. Чем тут гордиться? Жаль, что умер. Лучше бы этих грехов не было…
Вот на такие мысли навела меня эта замечательная книга. Я удивлена, что до сих пор о ней не слышала. Спасибо огромное за такую возможность! Бэтмен → финиш 27 апреля 2013 в 10:59 | рецензияскрытый текст… «Сын Божий рожден [распят] — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно.» Тертуллиан.
Когда я родился, то был очень красивым, умным, белым и пушистым. Но в роддоме меня подменили! Чебурашка. Знатный, красивый молодой человек, славный воин, вернувшись в родной город встречает молодую, красивую девушку из хорошей семьи знатного происхождения и влюбляется в нее! Девушка отвечает ему взаимность, пусть не открыто, но вполне понятно! Как вы думаете, что будет дальше? Молодой человек пришлет к родителям девушки сватов, они поженятся и будут жить долго и счастливо до самой старости? Гы!)) Если так, то вы точно не Генрик Сенкевич и не видать вам Нобелевской премии по литературе, как своих ушей! Гы!)) Молодой человек обращается за советом к другу и, по совместительству, дяде, поведав последнему о своих чувствах и намерении жениться! Но мудрый дядя утверждает, что самый простой способ не всегда самый правильный и предлагает пойти другим путем, обещая точный верняк! Гы!)) Для начала, он втягивает в историю могущественную личность, на которую, как утверждает, он имеет безоговорочное влияние. Девушку насильно забирают из семьи с целью дальнейшей передачи возлюбленному, однако, во избежание позора, ее крадут единоверцы, замочив попутно кучу невинных рабов. Правда это никого не смутило. Дабы исправить ситуацию, жених нанимает пройдоху-грека, с которым и находит, где прячется изнывающая от ожидания невеста. Однако, единоверцы девушки мочат еще несколько человек, но жениха, по просьбе невесты, не добивают, а обращают в свою религию. После этого, неофит, жутко ранит сердце пройдохи-грека своей неблагодарностью, однако продолжает пользоваться его услугами. Дядя жениха продолжает фейлить и наводит могущественную личность на мысль, во славу искусства, спалить целый город, после чего думает, а не внушить ли ему мысль о вредности новой религии и, как следствие, изгнать всех ее приверженцев из города. Но тут, его опережает оскорбленный грек-пройдоха, который клевещет на адептов, чем вызывает праведный гнев вседержителя и, как следствие, массовые аресты и мочилова невинных личностей. Невеста попадает в тюрьму и ей грозит смерть на арене. Но молодой человек, приложив массу усилий, дав килограммы взяток и скупив всех подлецов, вызволяет ее, правда в гораздо худшем и покоцаном состоянии, чем она была при первой встрече. Наконец, он все же женится на ней и увозит подальше, в провинцию, где они живут долго и счастливо. Вот такая, вкратце, история любви по Генрику Сенкевичу! Гы!)) Историческим фоном для данной истории, Сенкевич выбрал эпоху начала расцвета имперского Рима. С этой целью, как утверждает сам автор, он изучил кучу исторических документов. Это видно по первой четверти книги, которая изобилует массой малопонятных римских названий различных отделений бани, римского дома, рабов различного назначения и т.д. и т.п. Создается такое впечатление, что читаешь какой-то справочник, потому что все эти названия не вписаны органично в повествование, а вклиниваются в него как какие-то авторские пояснения «за кадром»: «то-то называемое тем-то»! Гы!)) При этом, видимо, для придания достаточного историзма и реальности эпохи, автор вставляет латинские фразы, не сентенции, а какие-то бытовые реплики, хотя и так предполагается, что все герои должны говорить друг с другом на латыни. Гы!)) Сюжет в первой четверти книги развивается тягомотно и скучно, но если вы его осилите, то с момента появления нового героя – грека Хилона, сюжет начинает развиваться динамичнее. Продолжается это недолго, до момента, когда будет найдена похищенная девушка. Потом опять тягомотина до конца книги. В аннотации к книге сказано, что автор охватывает 4 последних года правления императора Нерона. На самом деле это очень сильное заявление! Гы!)) Повествование охватывает, фактически, лишь непродолжительный период (ну может месяц-два) до великого пожара в Риме, сам великий пожар и пару месяцев после него. Все остальное время – примерно 3 года, вплоть до смерти Нерона и казни Петра и Павла, у автора скомкано, толком не описано и, фактически, пропущено. Хотя, казалось бы, это ведь период счастливой совместной жизни главных героев, к которой они так долго и мучительно стремились, Похоже, потратив все силы на описание страданий, извращений и смертей, автор не нашел слов для описания счастья! Гы!)) Если вы обратитесь к статье в Википедии, посвященной данному роману, то увидите, что раздел «персонажи» разбит на два подраздела: «исторические» и «вымышленные». В исторические записаны Петроний, Нерон, апостолы и т.д., а в вымышленные – Марк Виниций и Лигия. Это странно. Во-первых потому, что Марк Виниций реальный исторический человек, консул Римской империи. Однако, та же Википедия утверждает, что Сенкевич использовал его имя, но самому персонажу в то время должно было бы быть не менее 65 лет, а женат он был на сестре Калигулы. Зачем же тогда Сенкевич использовал, для полностью вымышленного персонажа, имя реально существовавшего человека, причем, в описываемый им период? Имхо – это фейл автора. Он плохо вчитывался в анналы, а позже, когда это было замечено, просто отбрехался! Гы!)) Во-вторых, опять же, имхо, все персонажи книги – полностью вымышленные! Гы!)) Автор просто использовался исторические имена, но сами персонажи не соответствуют их описанию, даже в тех источниках, которые он изучал, а именно «Анналы» Тацита и «Жизнь 12 Цезарей» Светония. Что касается достоверности исторического фона: как только в книге появляется персонаж – Лигия, сразу становится ясно, что никакой исторической достоверности в книге нет! Гы!)) Лигия – дочь царя лигийцев! А кто такие лигийцы? Гы!)) А это, как выясняется, доисторические (саблезубые) пшеки! Гы!)) Автор не стал заморачиваться в придумывании имени (хотя и обмолвился пару раз, что в ее племени, звали девушку Каллина), а назвал ее Лигия. То есть, если полячка – значит зовут Полька! Гы!)) Способ, каким Лигия попала в семью Авла, сам по себе абсурден. Но не менее абсурдна ее дальнейшая жизнь в этой семье! Мало того, что они ее вырастили, они еще и научили ее грамоте, языкам и до кучи, обратили в христианство! Вот это уже нонсенс! Гы!)) Хотя бы потому, что женщины в Риме того времени, считались собственностью мужчин, а грамоте их учить было запрещено, даже в знатных семьях! Гы!)) На историческом фоне эпохи Нерона, помимо основного сюжета, автор развивает тему жизни доисторических (саблезубых) христиан. Данную тему автор также развивает достаточно вольно, не считаясь с историческими свидетельствами и научными исследованиями. Саблезубые христиане описаны автором довольно бутафорски. Сама суть религии оставлена за рамками повествования, поэтому, читая книгу, создается впечатление, что саблезубые христиане – это сборище умалишенных ботанов, размножающихся почкованием либо неограниченно прибывающих с другой планеты, ибо среди радующихся жизни римлян, адептов новой религии быть не может! Гы!)) Мучения и казни христиан описаны с особой жестокостью и морем крови, но не внушают доверия и, как следствие, сочувствия, поскольку автор не удосужился изучить элементарные законы природы, повадки животных и физиологию человека. Что касается проповеди Петра, где он призывает всех с радостью сдохнуть во имя искупления грехов римлян, а также его смерть и сравнение оной со смертью Христа, то все это может быть расценено как вопиющее богохульство! Слава Богу, автору хватило ума, не обыгрывать в сюжете момент распятия Петра в верх тормашками! Гы!)) Вообще, в книге описана «история» раннего христианства по версии католической церкви. Все эти казни, мучения и смерти апостолов были сфальсифицированы с одной целью – доказать первенство римской католической церкви! Гы!)) Это становится совершенно понятно, когда доходишь до момента нисхождения на Петра очередного откровения, где он говорит, что Христос велит ему основать его церковь именно в Риме! Гы!)) Хотя историки, в один голос утверждают, что Петр в Риме никогда не был, да и смерть Павла в Риме, также очень сомнительна! Гы!)) Два момента, связанных с религией, которые мне были совершенно непонятны из повествования, это во-первых: почему вдруг была спасена Лигия, хотя по описанию автора погибали тысячи христиан, в том числе женщины и малые дети, во-вторых: почему иудей Петр, покидая Рим и встретив Христа, заговорил с последним на латыни? Он что, охренев, разом забыл и арамейский и греческий? Гы!)) Ну и, совершенно неубедительно и непонятно обосновывается ненависть к христианам. С какой стати их вообще в чем-то обвиняли и за что казнили? Ну не по навету же какого-то грека-проходимца? Гы!)) И это в Риме, где фактически, было создано первое правовое государство, а перед законом были все равны! После падения же империи, средневековые христианские беспредельные государства, старались основывать свои законы именно на римском праве, безуспешно пытаясь достичь верховенства закона, вплоть до современности! Гы!)) Что касается жалости и сочувствия, то лично у меня, данные чувства вызвал только один персонаж – это Нерон. Автор так пыжился изобразить его злобным идиотом, что перегнул палку. Становиться понятно, что образ данного персонажа намеренно изображен негативно и что, вероятнее всего, человек-то он был весьма неплохой! Гы!)) Если почитать «Анналы» того же Тацита, то оказывается Нерон был довольно неплохим императором. Он заботился о народе, ввел налоги для богатых, а для бедных их сократил, боролся с коррупцией и злоупотреблениями власти, заботился о рядовых гражданах. Все эти истории о разврате и оргиях, скорее всего, были выдуманы позднее, католиками. Нужно ведь было очернить предшественников и показать, что христианство принесло людям большие блага (например – инквизицию). Гы!)) Однако, как утверждается в исторических документах, когда Нерон умер, о нем горевали как раз простые граждане и, в течение 20 лет после его смерти, появлялись разного рода лженероны, что говорит о том, что людям не хотелось верить в его смерть, а на народной любви к нему готовы были сыграть разные проходимцы! Гы!)) Умер, он кстати, довольно достойно, а последние его слова стали крылатой фразой: Qualix artifex pereo! Но вот автор, почему-то не приводит их на латыни! Гы!)) По прочтении всей книги, складывается впечатление, что вырезав всех христиан, Нерон в свое время, фактически спас Римскую империю от разрушения, ничтожества и разврата, которые последовали три сотни лет спустя. Если кто помнит историю, когда император Константин Великий сделал христианство государственной религией, почти 300 лет спустя, чуть более чем за 50 лет империя пала. И, как вы думаете, что наступило? Эра благоденствия и счастья? Гы-ы-ы-ы!)) Неа! Наступило средневековье! Гы!)) С инквизицией, сожжением еретиков (факелы Нерона отдыхают), гонениями на просвещение и науку, крестовыми походами и массовой резней братьев христиан-протестантов! Гы-ы-ы-ы!)) Ну и, чуть не забыл, пришедшие к власти христиане, решили стать наследниками империи (помните про Константинов дар? Гы!)) Про свое миролюбие они быстро забыли, а легионеров-христиан, сложивших оружие в битве, предавали анафеме! Гы!)) Отдельно хотелось бы написать о послесловии к данной книге. К сожалению автор данного опуса не указан, но он видимо тот еще петросян! Гы!)) Для начала, он делает небольшой исторический экскурс, после которого становится понятно, что к истории, книга Сенкевича не имеет никакого отношения, правда резюмирует, что мол, литератор, не обязан быть историком. Потом хвалит пейсателя за хорошее знание античных источников, говоря, что в некоторых моментах его книга дословно совпадает с Тацитом и Светонием, тем самым какбэ намекая на беспардонный плагиат! Гы!)) Затем пишет о поздравлениях Папы Римского из чего становится абсолютно понятно, что Нобелевскую премию Сенкевичу дали не случайно! Гы!)) Ну и в конце, указывает на то, что образованный читатель, разобравшись что и как, вдруг обнаруживает, что автор уж слишком заманчиво изобразил жизнь развратных римлян, а христиан показал тупыми овцами! Гы!)) Лично мое мнение – эта книга тот еще лол хитрого татарина! Гы!)) Он выполнил заказ католической церкви, срубил по тихому Нобелевскую премию, а дальше, как говорил Спиноза – «пускай потомки нас осудят»! Гы!)) Но если вы православный, читать эту книгу не советую! В виду явного перекоса в сторону католицизма, книга вызовет у вас праведное возмущение! Гы!)) p.s. Вообще, в книге очень много разных нелепостей, то ли фейлов автора, то ли его лолов! Гы!)) Сначала я их выписывал на бумашку, но их накопилось столько, что вписать их все в рецензию, означало бы сделать ее по объему равной самому произведению. Но на один не могу не обратить внимания! Когда тупой Виниций, во время пожара Рима, добежал до Заречья, чтобы спасти Лигию и зашел в ее кубикул, то обнаружил там: «капитий, узкий корсаж, который женщины надевали прямо на тело», который он, грязный извращенец-фетишист, прижал к губам ну и т.д. Гы!)) Тут я вспомнил, что где-то уже встречал это слово ранее, вернулся по тексту назад и нашел вот этот отрывок: «И через минуту вышла из кубикула, где, видимо, готовилась прилечь, - на ней была только облегающая тело туника, которую в древности называли "капитий", плотно облегавшая грудь, и волосы были не подвязаны. При ее появлении сердце Виниция забилось чаще…» - это про Лигию! Однако, меня обуревали сомнения, поэтому залез в инет и нашел определение: «капитий, часть женской одежды, плотно облегавшая верхнюю половину туловища (лиф, корсаж)». Получается, Лигия вышла к Виницию в одном бюстгальтере! Неудивительно, что сердце у него забилось чаще! Гы-ы-ы-ы!)) Toshus → финиш 27 апреля 2013 в 11:55 | рецензия скрытый текст… Quo vadis? - Камо грядеши? - Куда идешь? Перед каждым человеком в жизни стоит выбор пути. Как жить, как поступать в той или иной ситуации, какие жизненные ценности считать главными, а какие неважными - все это каждый человек решает для себя сам. Точно такой же выбор стоит перед главным героем романа Марком Виницием. Он проходит долгий и мучительный путь от избалованного эгоистичного патриция до истинного христианина.
В целом, мне книга понравилась. Нельзя сказать, что я ее прочитал на одном дыхании, но читается она легко и интересно. Так как это исторический роман, то многие персонажи книги - это реально существовавшие люди, многие события - это реально произошедшие события. Но все-таки это художественное произведение и чтобы роман не превращался в скучную документальную летопись, автор добавил в него историю любви Марка и Лигии.
Эта книга вся состоит из контрастов. Здесь описывается жизнь и нравы правящей элиты, простых граждан Рима, ничтожной черни. Римская империя огромна и сильна. Римская импения с легкостью завоевывает все новые и новые народы и земли. Римская империя правит миром. Император уже не занимается военными действиями - это делают легионы и их предводители. Война если и идет, то где-то далеко. Император и патриции изнывают от безделья и придумывают все новые и новые развлечения. Бесконечные пиры, оргии, гладиаторские бои, казни. Постоянный поиск все новых и новых наслаждений и острых ощущений.
Во времена правления Нерона оргии, извращения, издевательства над животными, рабами, чернью достигли небывалых высот. Кажется, что уровень развития императора остановился на уровне 5-тилетнего ребенка. Это психически больной человек. Он эгоистичен, злобен, злопамятен, безжалостен, очень ревностно относится к суждениям о его поступках и мыслях. Он болезненно реагирует на критику. За малейший намек на то, что его стихи плохи или что актерская игра его неубедительна, любой мог быть осужден на смерть. Поэтому основой выживания при дворе является развлечение императора. Патриции наперебой соревнуются в масштабах и оригинальности пиров, закатываемых в честь императора, вся деятельность их направлена на изобретение все более изощренных развлечений, на увеличение потока лести, которым тешится больное самолюбие императора.
Из этой толпы особенно выделяется арбитр изящества Петроний. Он интеллигент, утонченный эстет, он разбирается и ценит искусство в любом его проявлении, он любуется красотой человеческого тела. Он привык иметь все самое лучшее, он "знает, что безобразно, а что прекрасно". Он признается Виницию как-то в разговоре: "Видишь ли, мы тут давно утратили чувство того, что пристойно и что непристойно" - эта фраза очень точно характеризует нравы того времени. Но и он эгоистичен, его не волнуют остальные, ему важно только то, что доставляет ему удовольствие и комфорт. Он ленив. Был момент, когда он мог занять место Тигеллина, одержать над ним окончательную победу, но мысль о том, что место это хлопотное, требующее трудов и действий, заставила его отказаться от этих намерений. Хотя этим он мог бы спасти христиан он несправедливых гонений, мог бы спасти тысячи жизней. Но жизнь в то время имела невысокую цену. Это видно в его размышлениях - он понимал, что мог бы все это предотвратить, но как-то не сильно беспокоился об этом.
И вот, среди этого разврата, насилия, издевательств, невероятной жестокости появляется новое учение. Оно говорит о душе, говорит о том, что все материальное преходяще и что только душа человека вечна. Оно учит, что есть только один бог, он всемогущ и милостив. Он одинаково любит всех, для него нет различий богат человек или беден, раб он или патриций. Для него главное - это душа, а души все равны. Это учение проповедует любовь к Христу, любовь к ближнему, учит прощать оскорбления и отвечать добром на зло. Оно учит, что жизнь - это очень короткий промежуток времени, который нужно перетерпеть, а взамен душа получает вечную жизнь в раю. Каждый приходит к этому учению своим путем. Главный герой книги Марк Виниций пришел к нему через любовь к Лигии. Познакомившись с ней в доме Плавтиев, ее опекунов, он воспылал страстью к ней. И как истинный эгоистичный римлянин и патриций попытался взять то, что ему понравилось и как можно скорее. Но после нескольких неудачных попыток силой привести Лигию в свой дом, после долгих поисков его отношение к ней начинает постепенно изменяться. Он ревновал ее ко всем, даже к Христу, потому, как ему казалось, что она его любит больше, чем Виниция. Переломный момент в его сознании произошел когда он раненый какое-то время жил в доме Мириам и близко познакомился с христианами, с их учением, увидел, как они прощают обиды и как отвечают на зло добром. Тогда он начал понимать, что если он не изменит себя, свое отношение к людям и свою жизнь, то он не сможет никогда быть с Лигией. И с этого момента он через боль, муки и страдания обретает, наконец, настоящую любовь.
Вообще, книга заставляет задуматься и о собственной жизни, какие поступки мы совершаем, какие последствия они имеют. В определенном приближении даже можно провести параллели с нынешней ситуацией в России. Точно так же в стране правит жадность, беспринципность, хищничество, подлость. Каждый думает только о себе. Книга не обращает в христианство, не проповедует, но рассказывает о том, что истинно ценно в жизни. Поэтому я рекомендую всем читать однозначно! :) sav1 → финиш 29 апреля 2013 в 16:40 | рецензияскрытый текст… Если бы Бога не было бы, его следовало бы выдумать. Вольтер. (Si Dieu n'existait pas, il faudrait L'inventer. Voltaire.) Генрик Сенкевич написал роман практически с документальной точностью, что лично мне позволило не только оценить его посыл но и узнать много интересного из прошлого. Кроме того, живой язык и отличный перевод просто радуют глаз и читать становится не только интересно, но и приятно. С первых строк чтения романа мы окунаемся в мир роскоши и великолепия Древнего Рима. В приоткрывшейся завесе представляются будни римских патрициев, обычный уклад жизни, но не обычный современному обывателю. В первую очередь поражает их богатства, но еще больше приходится привыкать и принимать как должное социальные устои: начиная от отношения патрициев и плебеев, до укоренившегося рабовладельческого строя. Так, "фамилия" одного из первых лиц государства состоит из четыреста рабов, которые, как видно, имеют достаточно специфические задачи - от натирательниц маслом до банщиков. Отношение к рабам у всех, и патрициев и плебеев, ожидаемое - грубо-потребительское: раб считается не лучше скотины, рабами повелевают, обмениваются, их дарят, их гнобят. Не сильно лучше отношение к плебеям. Но все это сознают и признают как должное: патриций повелевает, плебей лебезит, раб существует. Чтобы не бунтовали - устраиваются игрища и раздаются хлеба. Над всем этим господствует то ли полубог то ли полудемон - император, который купается в любви и почитании своего двора, где иначе быть и не может - за невыражение любви почти всегда следует смертный приговор, в исполнении которого сомневаться не приходится: по его приказу была убита собственная мать, остальным же загубленным смертным нет счета. Но и он не является хозяином положения - погрязший в убийствах и разврате, ожиревший и деморализованный, он тоже находится в постоянном состоянии опасения за свою жизнь, ожидая удара в спину со стороны сената или толпы. Государство же того времени находится в постоянном нестабильном состоянии. Богатея военным путем, не имея жестких моральных устоев и их отражения в законе, верхи давно разложились и становятся неспособными управлять. Из истории предыдущих столетий об этом кризисе говорят как и внутриклановые убийства с захватом власти, так и общественные бунты (восстания рабов). Очередные убийства императоров и восстания народа неизбежны - но будет ли это решением? Альтернативой может послужить новая мораль, где убийство и прелюбодеяние, зависть и вожделение, чревоугодие и похоть ставятся в запрет. Где на место кровожадных, мстительных эфимерных богов Олимпа выступит Бог настоящий, единый, любящий и всепрощающий. И такая мораль появляется - христианство. Христианство учит терпеть и любить, дает надежду на светлое будущее. Христианство не алчет, не мстит, оно всегда поддержит и простит. Можно сказать что провидение дает Риму второй шанс. Христианство приходит в Рим со стороны, через низы, проникая в дома патрициев. Так добирается и до героев романа, привлекая к себе много разных людей. Чистая душой и непорочная Лигия воспитана в новой вере, черпает из нее силы во всех трудностях и, при помощи настоятелей, остается неизменна ей до конца. С этой верой она помогает сокрушительному телом но кроткому и простому в душе Урсу. С этой верой она принимает человеческую любовь, эту веру передает Виницию. Виниций, опытный хладнокровный вояка, но не искушенный в свете и быту, постоянно борется со своим вспыльчивым и эксцентричным характером, впуская в свое сердце любовь и веру. Отдельным колоссом выступает наставник Виниция, арбитр изящества Петроний. Ему не нужно христианство, он любит красивую жизнь и красивые вещи. Он, практик до мозга костей, великий махинатор, порой остается единственным здравомыслящим среди всей этой компании. И все же, если бы даже он хотел принять Христа, он уже не мог в силу своего положения при дворе. Но он милосерден, справедлив, и по сути, с некоторыми исключениями, в душе остается тем самым христианином, хотя никогда не признает это. Всю эту паству опекают два апостала. Их деяния и личности достаточно хорошо раскрыты. Прекрасно отражена боль и нескончаемая вера во времена гонений и казней - эта боль сравнима с болью отца за сына. Но они никогда не падают духом и не впадают в неистовство. Даже поддавшись на уговоры своих христиан Петр все же возвращается: Христос ли к нему спустился или Христос в нем заговорил и он задался вопросом: куда ты идешь? А речи их очень искусны и убедительны настолько, что даже Петроний не смог ответить Павлу в своем изящном репертуаре. Откуда же простой рыбак и простой римский гражданин могли черпать свое красноречие и непоколебимую веру? "Куда ты идешь?" можно задать любому герою романа, который запутался в непрестанной череде разврата, страха, ненависти, вожделений. "Куда ты идешь?" может задать себе каждый из нас, не имеющий своей истины. Arhiza → финиш 1 мая 2013 в 23:17 | рецензияскрытый текст… Не могу сказать, что роман мне однозначно понравился или не понравился. Все время набора не оставляло впечатление, что это не исторический роман, в котором действуют живые люди, со своими характерами, противоречивыми порой, а некий спектакль, в котором нет живых людей, а есть роли, жестко прописанные роли, выданные разным персонажам, и эти персонажи старательно отыгрывают свои роли в заданных декорациях. Нерон — воплощение неадеквата, и чем дальше, тем более глубокая степень неадекватности («ой, в стишке чуток накосячил, никто не заметил, надеюсь?» - а загномить тучу народа совсем не стыдно, угу). Хилон — подлость и приспособленчество, он и в христианство то метнулся именно тогда, когда это стало выгодно (там же обещание прощения и вечной жизни, а ему как раз уже светит срочно сдохнуть). Виниций — влюбленный с отказавшими мозгами (судя по тому, как воспринимал окружающую обстановку, и как велся на советы любых «доброжелателей»). Ну и так далее, нет смысла перечислять. Очень убедительно получились описания того, как функционируют людские общества. Например, представления римских обывателей насчет христиан. Вообще, людям свойственно приписывать тем, кто «чужаки» и «не такие», какие-либо качества, которые заведомо хуже, чем у них самих. Как известно, каждый народ вполне достоин своего правителя, так что безобразия Нерона в какой-то мере его подданным тоже были свойственны. А тут так удачно появляются какие-то непонятные христиане, о которых (вот удача-то!) можно думать гораздо хуже, чем о себе (так что мы-римляне придумаем христианам поклонение ослиной голове и ритуалы с кровью младенцев, и будем на их фоне считать себя молодцами). Ну ладно, допустим, римляне не все были подобиями Нерона, многих его повадки отвращали настолько, что они стремились от них как можно дальше, и дальше, и дальше. У Нерона перекос в одну сторону, у обращающихся в христианство — в другую. Собственно, за счет этого перекоса то изначальное христианство (какое оно в романе, во всяком случае) никак не выглядит привлекательной религией. Вообще какая-то суицидальная вера. Приверженцы ее с готовностью прощают чужакам их подлости, предательства и прочий явно наносимый вред, и позволяют то же самое сделать ещё и ещё. Смиренно, чо. Никакого чувства самосохранения. Христианские проповеди вообще навевают скуку и зевоту, только «индикатор вранья» время от времени начинает бешено трезвонить. Ну нет причинно-следственных связей между любовью и верностью в семье и верой в Христа. Можно быть любящим и верным и без приверженности к этой религии. И наоборот. Конечно, в заповедях есть вещи, идущие на пользу миру, вот только для многих, очень многих, и притом лучших вещей из этой религии вера в Христа ваще нафиг не нужна. Зато без тупости в виде считания себя и единоверцев овцами, которых надо пасти, можно и обойтись. И так умилительно, когда в христианскую веру смирения и всего подобного пихают людей, не приспособленных к этому смирению по природе своей. Просто восхищаюсь тем, как запудрили мозги наивному Урсу, и притом что Лигию он в критический момент спас вовсе не благодаря вере, а благодаря именно своей собственной природе — ну уродился он сильным, ну тащатся римляне именно от этой фичи, ну так Христос-то там причем? Силен Урс и до «знакомства» с Христом был. Про рабов ещё прекрасно. Цитата: "А я вот проповедую любовь и провозглашаю учение, которое велит владыкам любить подданных, господам — любить рабов, рабам — служить из любви, всем поступать справедливо и милосердно, а в конце сулит блаженство вечное и, как море, безбрежное." Неистово ржу. Рабство вообще к справедливости каким боком относится? Отношения "владыка - подданные" это еще как-то можно понять. У подданных хотя бы свобода воли какая-никакая есть, могут и к другому владыке переехать, если припрет. А проповедь "любите рабов" - это из разряда поучений "чтобы вещь служила долго, надо с ней аккуратно обращаться". Впрочем, ну да, рабы ведь в романе даже на персонажей не тянут, так, декорации и только. Возвращаясь к роману-спектаклю. Вот Нерон устраивает шоу из всего, что делает, кровавое шоу, ибо "народ требует". А вот христиане по сути устраивают такое же шоу, только еще более пафосное, ибо устраивают его из себя и своих собратьев. Клевая такая религия - "бей своих, чтоб чужие боялись!". То есть стремление избежать всего того, на чем стоит Римская империя, приводит христиан именно к тому же самому - смирение обращается в пафос. Нерон встает в позу и говорит величественные речи, глядя на кошмар, который сотворил сам. Христиане таки тоже цветастыми словами выражаются, но уже глядя на кошмар, который творится с ними самими. Переплюнули Нерона, чо.
Из послесловия: "Писатель хочет внушить читателю следующую мысль: при всех своих достижениях языческая античность все же не поднялась до глубокого убеждения в том, что человеческая личность есть высшая и неповторимая ценность." Что-то мне кажется, что прославляемое автором христианство тоже не особо поднялось до этого убеждения.
P.S. Проповедь "Почто жалуетесь? Господь сам предал себя мукам и смерти, а вы хотите, чтобы он вас от нее охранил." - это вообще прекрасно. Развлекушечки такие у этого бога - сам захотел, сам себя предал мукам, сам воскрес, мимими. Притом что люди вообще-то родились, чтобы жить, а не чтобы красочно, но смиренно, сдохнуть и перейти в обещанный лучший мир. Что-то это очень напоминает анекдот про ворону и прочее зверьё, которое выпендривалось во время полета в самолете. И когда самолет, наконец, развалился "Что ж вы выпендривались, если летать не умеете?". LeXO → финиш 2 мая 2013 в 23:06 | рецензия скрытый текст… После просмотра фильма, книгу набирать было не особенно интересно. А может просто потому, что я не слишком часто читаю художественную литературу. Больший интерес вызывает полезная, применимая на практике информация. И хотя роман основан на исторических событиях (а история по моему мнению информация полезная), он отражает мнения автора о тех события, чтобы составить своё собственное мнение, нужно самому изучить материалы, которые были у автора романа. Но роман читать не скучно, и понять стоит ли внимания промежуток истории описываемый автором (например мне стало интересно прочитать «Сатирикон»). Самое интересное то, что роман изменилось мое мнение о христианстве. И не в лучшую сторону, как следовало бы ожидать от такого произведения. Если раньше я считал христианином, человека добродетельного, любящего всё и всех, то теперь для меня христианин это человек любящий прежде всего Иисуса Христа и вечную жизнь, ради бессмертия годового следовать заповедям, мчаться под пытками, а еще лучше умирать. Церковь Петра по роману показалась сектой. Ни чего отрицательно не могу сказать про Иисуса, но его первые последователи, как мне кажется, поставили не акценты в своем проповедование, только Петр у меня вызывает симпатии, а уж такие фанатики как Крисп вызывают негодование. О художественной ценности романа ничего конкретного сказать не могу, так как нет начитанного багажа книг, и потому что в современный век медиа, мне интереснее увидеть картинку глазами, чем складывать ее из букв в голове. В книгах мне интересно только размышления героев, и как это сделано в романе мне понравилось, за исключением мечаний христиан о боге. El_Mago → финиш 3 мая 2013 в 16:01 | рецензия скрытый текст… Жил-был дядя Петроний и был у него племянник по имени Виниций. И влюбился однажды племянник в красивую девушку по имени Лигия. И решил Виинций женюсь, а нет не женюсь. Решил - возьму силой, а нет не возьму, в общем замучился с выбором. Смотрел дядя на все это, смотрел и решил помочь любимому, своему, племяннику да такую «кашу заварил» на целый роман хватило. Книга всегда лучше фильма, потому что в воображении нет ограничений на спецэффекты. Автор неизвестен. Автор, искусно, переносит читателя в древний Рим, во времена правления императора Нерона. Красиво описанные окружающие героев пейзажи, позволяют буквально присутствовать в сценах с героями. Во многих сценах появляется эффект «полного погружения»! В начале книги многие сцены не совсем понятны из-за способа их описания. Различные названия и имена характерные для описанной эпохи не всегда сразу воспринимаются и при обычном чтении, а когда печатаешь и подавно. И, казалось бы, это отталкивает, но нет – наоборот, притягивает, дает возможность угадывать, додумывать, представлять. Жаль, что дальше в книге больше сцен насилия и разврата, также искусно описанных. И эти сцены отвратительны! И хочется прекратить читать (печатать)! Особенно, такое желание было, где-то в начале. Сцена описания пира у Нерона – у меня кроме рвотного рефлекса ничего другого не вызвала. И казалось, что хуже уже некуда, но нет – не тут то было. Кровавые сцены уничтожения христиан поражают. И не ясно зачем, зачем так подробно описывать такие сцены. В общем сцены описанные в романе вызывают противоречивые впечатления. С одной стороны красивые окружающие пейзажи полные красоты, с другой – кровавые, развратные действия вызывающие рвоту и отвращение. В созданиях всех великих поэтов, в сущности, нет второстепенных персонажей, каждое действующее лицо есть на своем месте главный герой. Гейне Генрих Действующие лица романа также же как и сцены вызывают противоречивые впечатления. Очень понравился персонаж Петроний – арбитр изящества, любимец народа. На мой взгляд самый достойный герой романа. Данный персонаж вызывает уважение, и восхищение от начала и до конца книги. С другой стороны Тигеллин – начальник преторианцев и главный злодей, кровожадный и беспощадный (Бармалей еще тот). На мой взгляд, основной антигерой. И есть у этих, таких разных, персонажей могущественный, балованный «ребенок», император Нерон, желания которого нужно выполнять. Вообще Нерон, в данном романе показан очень двойственно. С одной стороны марионетка, которой помыкают, как хотят. С другой – жестокий император, матереубийца. Хотя больше марионетка. Может я пропустил, но я не помню ни одного прямого приказа, изданного императором который был сделан без действия со стороны. Не считая «путешествий». Продолжая линию антигероев, следует упомянуть Хилона – жалкого беспринципного предателя. Он вызывает отвращение вплоть до последнего его поступка. И даже после его мученической смерти Хилон остается предателем. Его не хочется прощать. Одна смерть – трагедия, миллион смертей – статистика. Сталин И.В. Сюжетная линия романа прямолинейна, во многих случаях читатель за несколько глав знает, что должно случится, и это огорчает. Практически каждая более-менее серьезная сцена угадывается заранее или же автор предварительно рассказывает, что должно случится. Справедливости ради, замечу, что судьба главных героев, до последнего момента не известна. По сюжету, две казалось бы противоположные «секты» (не мог я по другому их назвать) находят друг друга. С одной стороны «секта» убийц извращенцев, с другой стороны «секта» праведников самоубийц. Вот и получилась кровавая бойня. Одни соответственно наслаждались убийствами, другие смертью. И вроде роман заканчивается счастливым концом. Но как можно говорить о счастливом конце, когда часть города вместе с населением сожгли во время пожара, а потом еще часть города уничтожили ради забавы и ради прикрытия собственных «задниц». P.S.: Не судите строго. Второй раз пишу рецензию. Да и сочинения в школе, никогда не получалось писать. Напоминаю, что голосование за лучшую рецензию открыто! Голосуем активнее!
|